Бездорожье без дрожи
Всесезонки с редким размером 215/50, специально созданные для Xray Cross, гудят на асфальте довольно отчетливо, несмотря на улучшенную шумоизоляцию. Двигатель 1,8 мощностью 122 л.с. — а это единственный доступный для нового кроссовера агрегат — также громковат, особенно в спортрежиме. Кнопка «спорт», пускай и на уровне ощущений, компенсирует потери в динамике: Xray Cross разгоняется до сотни чуть дольше. И потребляет больше бензина, так что для передвижений по шоссе неплохо было бы добавить в коробку передач шестую ступень.
Амплуа Xray Cross — «автомобиль для наших дорог», поэтому прочь от благоустроенных сочинских шоссе и блещущих темным стеклом зданий. На разбитую петляющую дорогу, что ведет в горы, к обшарпанным домам и разноцветным пчелиным ульям. По бездорожью Cross может ехать довольно быстро.
У подвески хороший запас энергоемкости, ворсовые подкрылки и щитки под порогами из такого же материала гасят щебеночную дробь. Пластиковый обвес, который для надежности еще и приклеен к кузову двухсторонним скотчем, защищает краску от камней и веток. Рулевая колонка хотя и дрожит на неровностях, но намного меньше, чем у автомобилей на платформе B0 — Renault Duster и Sandero Stepway.
Xray Cross
Xray Cross
Фото: Lada
Широкая колея и задние дисковые тормоза делают замедление прогнозируемым, даже если у колес разное сцепление с грунтом. Кроме того, в режиме «песок» ABS работает так, что перед колесами образуется валик, что дополнительно замедляет автомобиль на мягком грунте.
Характеристика Traction control system и принцип действия
Получая сигнал от индикаторов, которые монтированы на колесах, противобуксовочная система TCS с помощью встроенного электронного блока следит за скоростью вращения дисков. Если происходит резкое увеличение скоростного вращения одного из колес, ТКС делает все возможное, чтобы снизить тягу и наладить устойчивый баланс. Одновременно с этим действует функция подтормаживания за счет электрогидравлических актуаторов.
На Ладе Весте антибукс работает следующим образом:
- опция незаменима на влажной дорожной поверхности и в других обстоятельствах, влекущих за собой недостаточное сцепление с трассой;
- используя данные, полученные от датчиков, система стабилизации знает о скорости вращательного момента и вовремя корректирует показатели через электронную систему;
- противобуксовка Лада Веста существенно поднимает уровень баланса при вхождении в поворот;
- антибукс начинает срабатывать на высоких передачах, неуместная помощь при резком старте не всем владельцам по нраву.
Интерьер
В сеть попали сразу несколько изображений интерьера автомобиля. Новая Лада Веста 2020 будет иметь салон, выполненный черно-желтом или черно-бежевом цвете. Не исключается возможность реализации обоих вариантов в разных комплектациях. Судя по опубликованным снимкам салона, автомобиль получит новые:
- дверные карты;
- переднюю панель;
- центральные тоннели;
- дисплей мультимедийной системы, совмещенный с блоком климат-контроля;
- нишу под смартфон внизу центральной консоли;
- функцию беспроводной зарядки (устанавливается за доплату).
Также обновления коснулись и декора. Форма дефлекторов и дверных ручек изменена, руль уменьшился в размерах и обзавелся новым дизайном, а экран бортового компьютера, наоборот, увеличился. Повысилось число хромированных элементов в салоне. Подлокотник и сидения сохранили стандартный внешний вид. Не изменилась и компоновка приборной панели.
Обновления дизайна седана автоматически затронули и блок управления. Теперь стеклоподъемники могут функционировать в авторежиме. Кнопки контроля на центральной консоли расположены в другом более удобном для водителя порядке. Панель управления по внешнему виду и оформлению относится к классу D.
Принцип работы системы
Работа системы курсовой устойчивости не отличается сложностью и в общем случае сводится к следующему:
— Входные датчики дают всю информацию о фактическом положении и характере движения автомобиля;
— Данная информация сравнивается с программой, заложенной в контроллере;
— При отличии фактического положения дел от программы контроллер включает исполнительные устройства, предотвращая аварийную ситуацию.
Здесь возникает вопрос — а как в блок управления можно заложить все возможные программы движения автомобиля, и как на их основе определяется возникновение аварийной ситуации? На самом деле все довольно просто — в основу работы системы заложены простые физические законы. Например, траектория автомобиля при повороте зависит от радиуса поворота, скорости и массы автомобиля (здесь также имеет значение сцепление колес и дорожного покрытия), и эта траектория будет одна (с некоторыми отклонениями в ту или иную сторону). Также при нормальном движении автомобиль испытывает определенные продольные и поперечные ускорения, которые зависят от скорости и радиуса поворота, и их отклонение от допустимых значений говорят о возникновении заноса.
Именно эти принципы заложены в те модели неаварийного движения автомобиля, которые в виде программ заложены в контроллер. Любое недопустимое отклонение фактического состояния автомобиля от программы идентифицируется контроллером, как возникновение неконтролируемой водителем аварийной ситуации, и в этом случае автоматика предпринимает действия к предотвращению заноса.
Современные системы курсовой устойчивости обладают высоким быстродействием — обычно между возникновением аварийной ситуации и срабатыванием исполняющих механизмов проходит не более 20 миллисекунд (0,02 секунды). Это значительно превышает скорость реакции водителя (в лучшем случае, водитель реагирует на опасность через 0,4 секунды, но обычно это время составляет порядка одной секунды), и в большинстве случаев более чем достаточно для предотвращения аварии.
Для предотвращения аварийной ситуации система курсовой устойчивости может предпринимать различные действия:
— Подтормаживание одного или нескольких колес (в зависимости от траектории и скорости автомобиля, направления заноса и т.д.);
— Изменение крутящего момента, передаваемого на колеса (посредством изменения крутящего момента двигателя или переключением скоростей).
Если в автомобиле предусмотрена система активного рулевого управления, то ESP может подавать сигнал на изменение угла поворота передних колес. А если автомобиль оборудован адаптивной подвеской, то в ряде случаев системой курсовой устойчивости может использоваться и она (обычно изменяется степень демпфирования амортизаторов).
Система курсовой устойчивости работает постоянно, она контролирует поведение автомобиля при разгоне и торможении, на любых скоростях и во всех режимах. Но обычно она не дает о себе знать, и нередко водители, сорвавшись в занос, с удивлением узнают, что их машина оборудована ESP.
Надёжность TCS на Лада Веста
Каждая система стабилизации автомобиля подвергалась тестам при различном состоянии дорожного покрытия (мокрый асфальт, слякоть, гололёд и т.д.). Противобуксовочная система TCS показала себя с лучшей стороны: «вмешивается» только при необходимости и прекрасно срабатывается с другой электроникой.
Владельцы тоже в основном довольны, хотя некоторым потребовалось время, чтобы приспособиться ко всему функционалу Весты.
Лучше несколько раз подумайте прежде, чем отключать ТКС. Электронные системы безопасности, в том числе и антибукс Лада Веста, увеличивают Ваши шансы на благополучный исход опасной ситуации на дороге. Да и при обычных условиях вождения можно чувствовать себя увереннее, зная, что есть такая подстраховка.
Добавление третьего элемента безопасности к ABS и противобуксовочной системе
Для того, чтобы появилась возможность оснащения вашего автомобиля системой ESP, он должен быть оборудован ABS (антиблокировочная тормозная система) и TCS (Traction Control System – противобуксовочная система) В простейшем случае два этих элемента активной безопасности предназначены для того, чтобы улучшить управляемость и предсказуемость, а также сохранять контроль над автомобилем при торможении и ускорении соответственно, поэтому их вмешательство в процесс управления сводится лишь к контролю линейного ускорения.
ESP дополняет их и вносит третье контролируемое измерение, поскольку она отвечает за перемещение автомобиля в перпендикулярном траектории движения направлении, в котором и возникают такие явления как недостаточная или избыточная поворачиваемость – занос. В более продвинутых версиях она находится в постоянном взаимодействии и с электронным блоком управления двигателем, чтобы максимально повысить эффективность своей работы.
Согласно статистическим данным, ESP может предотвратить до 80% заносов, что является отличным показателем, особенно на фоне того, что около 40% аварий происходит именно из-за этого явления. Тем не менее, стоит вспомнить слова Скотти из фильма Стартрек: «Вы можете изменить законы физики!». Конечно, возможности систем активной безопасности не безграничны и об этом не стоит забывать. Если водитель перешагнёт тот рубеж, когда потеря контроля над автомобилем неизбежна, ни одна из существующих ныне систем не позволит предотвратить серьёзные последствия.
Traction control и LADA Vesta на подъёме
Седан Лада Веста предназначен для городских условий. Но в любом случае ему придётся хоть иногда покидать пределы мегаполисов. На пути могут возникнуть ямы, ухабы и крутые холмы.
Очередной тест-драйв Lada Vesta прошёл на кроссовой трассе, где сравнивалось, как лучше преодолеть подъём – с электроникой или без.
Было выбрано четыре варианта теста. В первых двух случаях, все системы помощи водителю были включены. При плавном старте автомобиль не достиг и половины возвышенности. Двигатель так и не успел набрать обороты и отказался дальше тянуть машину. Попытка с разгоном дала лучшие результаты. Машина поднялась на метр дальше и остановилась.
Отключение трэкшен контроля немного изменило ситуацию. Плавный старт, как и в первом случае не показал особых результатов. Достигнув определённого уровня, Веста впустую стала загребать грунт. Разгон намного увеличил пройденную дистанцию.
Вывод
Подобные ситуации не редкость. Как и в большинстве случаев, выход из положения зависит от опытности водителя, потому что электроника ещё не способна решить всех проблем.
Скорость требует надёжной тормозной системы. Ведь заблокированные колёса нередко становятся причиной сильного заноса, что может привести к беде. Как электроника может помочь при резком нажатии на педаль тормоза?
Двинуть диван
Никакой экономии на комфорте. Руль впервые в истории Lada обогревается по всему ободу и впервые в истории платформы B0 регулируется по вылету. Новые сиденья — спинки позаимствованы то ли у Nissan Qashqai, то ли у его французского родственника Renault Kadjar — удобны и снабжены трехступенчатым подогревом.
Спинку заднего дивана сдвинули на пару сантиметров назад, благодаря чему появился дополнительный запас перед коленями пассажиров. Места высвободили немного, но и такая прибавка актуальна — задний ряд Xray тесноват. Дополнительно изменили конструкцию передних кресел, и теперь под них можно глубоко просунуть ступни.
Xray Cross
Xray Cross
Фото: Lada
Из-за манипуляций со вторым рядом багажник уменьшился всего на литр, но погрузочные возможности Xray Cross, наоборот, выросли. В первую очередь благодаря спинке правого переднего кресла, которая ложится в горизонт, а во вторую благодаря рейлингам, выдерживающим 50-килограммовый вес.
Кюветный тест Lada Vesta с ESP и без
Зимняя дорога сулит немало скрытых опасностей. Зачастую правая сторона обочины выглядит как заснеженная ровная поверхность. Однако очень большое число автолюбителей, которые по той или иной причине должны съехать на нее, с досадой (и, увы, с опозданием) попадают в самый настоящий кювет, прикрытый с виду горизонтальным слоем снега.
Наша новая проверка Lada Vesta призвана выяснить, какие плюсы обеспечивает система ESP, как раз предназначенная для управления распределением усилий автомобиля в сложных ситуациях. Для большей наглядности мы решили съехать в кювет и попробовать выбраться из него сначала без системы курсовой стабилизации, а затем с ее использованием.
Сразу скажем, машине пришлось потрудиться. Она почти в болтающемся состоянии двумя колесами балансировала на краях кювета – в этом случае, как правило, без помощи со стороны обойтись почти невозможно. Но смеем вас заверить, заводская электроника нас не подвела. Бортовые «мозги» точно дозировали впрыск бензина, позволив не просто позволить автомобилю встать ровно, но и вскарабкаться на противоположную сторону кювета, вернувшись на проезжую часть.
Напомним, все вышеуказанные маневры мы выполнили при задействованной системе ESP.
Далее мы отключили ESP. В этом случае никакие попытки и ухищрения сдвинуть автомобиль из неудобного положения не увенчались успехом. Колеса передней оси лишь вгрызались в снег и лед сильнее и сильнее. Выехать из кювета при такой ситуации можно лишь при большом везении или с посторонней помощью.
Как устроена система?
Указанная аббревиатура расшифровывается как Electronic Stability Program, что в переводе на русский язык означает «электронная система стабилизации». Следует отметить, что для бюджетных автомобилей данная функция недоступна, а в машины средней ценовой категории устанавливается опционально. Только дорогие авто оснащаются ESP в базовой комплектации, позже вы поймете почему.
Главный элемент схемы – отдельный электронный блок управления (он же – контроллер, ЭБУ), взаимодействующий со следующими датчиками:
- измеритель вращения передних колес;
- то же, для задних колес;
- определитель положения рулевого колеса;
- датчик динамических боковых нагрузок (другое распространенное название – G-сенсор, измеритель углового ускорения).
Кому доводилось разбираться в принципе действия антиблокировочной системы (ABS), наверняка увидит в приведенном списке знакомые детали – измерители вращения колес, передающие информацию контроллеру ABS.
Электронный блок ESP также управляет клапанами гидроцилиндров передних и задних тормозов плюс соединяется с основными «мозгами» автомобиля, ведающими подачей топлива в цилиндры двигателя. В автомобиле с подобным набором электроники отдельный контроллер противоблокировочной системе попросту не нужен, поскольку ABS входит в состав ESP и получает команды от главного ЭБУ.
Для поддержания курсовой устойчивости легковой машины ESP должна взаимодействовать с другими электронными «помощниками» водителя:
- система, предотвращающая пробуксовку ведущих колес (ASR);
- устройства автоматической блокировки свободного дифференциала (EDS);
- система, распределяющая тормозные усилия в зависимости от условий движения (EBD).
Нетрудно догадаться, что в бюджетных авто вышеуказанная электронная «начинка» отсутствует, а в машинысредней ценовой категории производители ставят антиблокировку колес и парочку других систем (зависит от марки и комплектации транспортного средства). Вот почему ESP доступна далеко не для каждого нового автомобиля.
EBD (Electronic Brake Force Distribution) — система распределения тормозных усилий.
В большинстве современных автомобилей ABS работает вместе с EBD (Electronic Brake Force Distribution) — системой распределения тормозных усилий. Система распределения тормозных усилий представляет собой программное расширение антиблокировочной системы тормозов. Другими словами, система использует конструктивные элементы системы ABS в новом качестве.
Система EBD позволяет эффективно тормозить в разных дорожных условиях, учитывая участки дороги с разнородным покрытием, загруженность автомобиля и техническое состояние покрышек. EBD распределяет тормозные усилия на каждое колесо в отдельности, чтобы обеспечить оптимальное сцепление с дорогой.
Принципиально отличие EBD и других систем от базовой ABS, в том что они помогают водителю управлять автомобилем постоянно, а не только при экстренном торможении.
Принцип работы системы распределения тормозных усилий
Работа системы EBD, также как и система ABS, носит цикличный характер. Цикл работы включает три фазы:
- удержание давления;
- сброс давления;
- увеличение давления.
По данным датчиков угловой скорости колес блок управления ABS сравнивает тормозные усилия передних и задних колёс. Когда разница между ними превышает заданную величину, включается алгоритм системы распределения тормозных усилий.
На основании разности сигналов датчиков блок управления определяет начало блокирования задних колес. Он закрывает впускные клапаны в контурах тормозных цилиндров задних колес. Давление в контуре задних колес удерживается на текущем уровне. Впускные клапаны передних колёс остаются открытыми. Давление в контурах тормозных цилиндров передних колес продолжает увеличиваться до начала блокирования передних колес.
Если колеса задней оси продолжают блокироваться, открываются соответствующие выпускные клапаны и давление в контурах тормозных цилиндров задних колес уменьшается.
При превышении угловой скорости задних колес заданного значения, давление в контурах увеличивается. Происходит торможение задних колес.
Работа системы распределения тормозных усилий заканчивается с началом блокирования передних (ведущих) колес. При этом в работу включается система ABS.
Еще работа EBD поможет распределить тормозную силу в случае резкого торможения в повороте противостояв заносу и сносу автомобиля, потери траектории пути. При поворотах сильнее нагружаются внешние колеса относительно поворота, а нагрузка на внутренние колеса уменьшена, тем самым автомобиль подвержен риску заноса или потери траектории и вылета с поворота. В этом случае EBD уменьшит тормозное усилие на внешние колеса тем самым не дав им заблокироваться. Автомобиль становится управляемым, значительно повышается уровень безопасности движения.
С системой EBD можно смело тормозить в повороте и на смешанном покрытии. Электроника по разности частот вращения «поймет», что колеса попали на участки с разнородным покрытием, и уменьшит тормозные силы на колесах, которые имеют лучшее сцепление с дорогой. Кстати, интенсивность замедления в этом случае снизится и будет определяться силой трения колеса (колес), имеющего наихудшее сцепление с дорогой.
Также система EBD при торможении учитывает загрузку автомобиля.
Тормозное усилие между передними и задними колесами оптимизируются, при этом обеспечивается максимально быстрое торможение.
Например, при торможении автомобиля с более чем одним человеком внутри, система EBD увеличивает тормозное усилие на задние колеса по сравнению с тем случаем, когда внутри находится только водитель, повышая при этом эффективность торможения по сравнению с автомобилем без системы EBD.
Таким образом, работа EBD способствует уменьшению тормозного пути и возможностью управлять автомобилем в аварийных ситуациях.
Режим «Песок»
Под колесами автомобиля может оказаться песок, который намного усложняет движение. В нем можно быстро закопаться, поэтому режим «Песок» селектора Lada Ride Select призван помочь водителю в этой ситуации. Он создан для вязких и сыпучих дорог. Система дает возможность еще больше буксовать ведущим колесам. При этом электронный дифференциал становится еще более чувствительным.
Эта функция противоположного действия, но она дает
положительный эффект. Колесо может буксовать, но если оно оказывается
вывешенным, либо стоит на месте, то ненужные пробуксовки прекращаются. Момент
вращения разделяется между колесами. Это срабатывает быстро, водитель только
чувствует небольшие покачивания руля в разные стороны.
Автомобиль быстро выбирается из трудного участка дороги.
Электронная система не снижает мощность двигателя, который работает без
сдерживания.
Российский рынок тяготеет к кроссоверам и внедорожникам. Они занимают уже почти половину рынка. С российскими дорогами это неудивительно. Есть интересная статистика. Около половины владельцев внедорожников, вездеходов всегда ездят только по асфальту или по хорошей грунтовке. Получается, что они возят на себе систему полного привода, тяжелую раму, платят за это большие деньги, но никогда не пользуются.
Но городской кроссовер Lada XRay Cross предоставляет покупателю ровно столько, сколько ему необходимо. Этим он отличается от Лады Весты, в которой меньше внедорожных качеств.
Шайба в игре
Шайба новейшей системы Ride Select, помимо песчаного режима, предлагает еще один внедорожный — для снега и грязи. Всё это рождает ощущение вседозволенности, но ни электроника, ни увеличенные ходы подвески не заменят четырех ведущих колес. Система поможет не завязнуть в песке, тронутся на скользком подъеме — она действительно помогает, проверено. Более сложные участки лучше брать ходом. Благо шасси позволяет.
Пересказываю директору проекта XRAY Олегу Груненкову циркулирующие в интернете слухи о разработке системы полного привода для Xray, а он смотрит скептически. Во-первых, это дорого — придется переделывать всю заднюю часть машины. Во-вторых, зачем? Большинство кроссоверов-конкурентов популярны как раз в моноприводном исполнении. Российскому покупателю более важен автомат, а как раз этого у Xray Cross пока нет.
Спорт будущего
Кстати, в программе зашито движение по пандусу на парковке и снежный режим — чтобы задействовать последний, нужно просто стартовать со второй передачи. Есть у нового «робота» и спортивный алгоритм, вот только включить его на Vesta нельзя — никакой кнопки не предусмотрено. Видимо, спортрежим дебютирует на Xray Cross с АМТ.
Vesta Sport
Vesta Sport
Фото: Lada
Жаль, что весь «спорт» в случае с Xray ограничится только кнопкой. Помните, на позапрошлом Московском автосалоне рядом с концептом спортивной Vesta стоял заниженный Xray Sport в том же цвете. И вот теперь я еду за рулем серийной Vesta Sport и представляю, каким мог бы быть тольяттинский «хот-хэтч». Отлично настроенная подвеска и управляемость сыграли с создателями седана злую шутку — сюда просится более мощный двигатель. Отдачу мотора 1,8 увеличили до 145 л.с. и 182 Нм, но этих цифр, как и 9,6 с до разгона до сотни, для выхода в финал недостаточно. Да и громкий выхлоп дополнительной мощности не добавит. Инженеры «АвтоВАЗа» говорят, что потенциал мотора не исчерпан и любителям тюнинга будет чем заняться.
Технические характеристики
Рестайлинг Лады Весты 2020 коснется и технических характеристик. По предположениям экспертов, автомобиль обзаведется новой механической коробкой передач. На топовых комплектациях будет установлена кнопка электронного ручника рядом с закрытой секцией и подстаканниками, а также шайба селектора для переключения режимов езды «Lada Ride Select». Для базовых версий модели подобные функции не предусмотрены.
Лада Веста 2020 в новом кузове будет оснащена японским вариатором CVT Jatco JF015E. Автомобиль планируется выпустить в разных комплектациях с тремя силовыми агрегатами:
- 1,6-литровый мотор мощностью 106 лошадиных сил;
- 1,8-литровый мотор мощностью 122 лошадиные силы;
- 1,6-литровый мотор мощностью 114 лошадиных сил.
Двигатели будут работать в связке с 5-ступенчатой механической или роботизированной коробкой передач.