Способы проверки работоспособности автомобильного аккумулятора

Как проверить АКБ

Изучая, как померить емкость аккумулятора мультиметром, необходимо рассмотреть процедуру для батареи транспортного средства. Полноценная проверка автономного источника питания позволит избежать неполадок в электросети автомобиля, продлить срок эксплуатации АКБ.

Сначала аккумулятор необходимо отсоединить от системы машины. Допускается отключать только контакт «минус». Далее нужно включить мультиметр. Режим теста устанавливается в диапазон от 0 до 20 В.

Щупы мультиметра подсоединяют к контактам аккумулятора. К положительной клемме подводится красный провод, а к отрицательному выходу – черный. При правильном выполнении этой процедуры на экране прибора появится результат измерений.

Измерения при работающем двигателе

Поставьте авто на ровную площадку, откройте капот, поставьте на ручник и заведите. При заведенном моторе работает генератор и регулятор напряжения, которые заряжают аккумулятор. Поэтому напряжение на клеммах должно быть в пределах 13,5-14 вольт. В некоторых авто при разряженной АКБ и низкой температуре воздуха электроника автоматически увеличивает напряжение, чтобы ускорить зарядку. При этом оно должно плавно опускаться по мере заряда. Если этого не происходит, в банках активизируется процесс электролиза. Электролит начнет интенсивно выкипать. Перезаряд особенно опасен для современных гелевых батарей с ограниченным газовыделением.

Напряжение менее 13,4 вольт — признак недозаряда. Работа в таких условиях способствует сульфатации пластин и сокращает срок службы батареи.

При измерении напряжения нужно отключить все мощные потребители: фары, отопитель, аудиосистему. Иначе мощности генератора при работе на холостом ходу будет недостаточно для поддержания оптимального уровня напряжения.

Возможно несколько причин пониженного напряжения на клеммах:

  1. Плохой контакт.
  2. Поломка генератора.
  3. Неисправность регулятора напряжения.

Нельзя эксплуатировать машину, аккумулятор которой работает в режиме недозаряда. Нужно безотлагательно локализовать и устранить причину сбоя. Если напряжение на клеммах и выходе генератора сильно отличается, нужно зачистить контакты на АКБ наждачкой или надфилем.

После проверки без нагрузки нужно включить фары и другие мощные потребители энергии, добавить обороты двигателя и повторить измерения. Если на высоких оборотах под нагрузкой напряжение падает до 13,4 вольт и ниже — требуется диагностика системы генератора и блока управления.

Как проверить аккумулятор мультиметром с отключенным двигателем?

Средний показатель, при проверке аккумулятора мультиметром, на неработающем моторе должен находится в пределах 12,5–13 В, при этом верхнее значение указывает на 100 % заряда, а нижнее – на 50 %. Числа приблизительные, но общую картину по ним понять просто. Также не стоит забывать, что снимать показания стоит непосредственно перед поездкой, а не после нее, как только вы заглушили двигатель. Особенно хорошо проводить ее, когда машина некоторое время не использовалась, например, утром, после ночи в гараже. Так видно, насколько хорошо АКБ способен держать заряд.

Теперь вы понимаете, как проверить заряд аккумулятора автомобиля мультиметром. Этот прибор стоит приобрести каждому автомобилисту. Некоторые полагаются на показания бортового компьютера, но он не предоставляет достаточной точности. Встроенный вольтметр подключен к цепи приборов, расходующих энергию, а не напрямую к аккумулятору, следовательно, часть электричества расходуется «по дороге».

Альтернативные методы диагностики

Не только при помощи мультиметра можно провести диагностику. Есть ещё несколько способов, как можно дома проверить аккумулятор своего автомобиля на работоспособность. В некоторых случаях даже не потребуется никакого диагностического оборудования.

Проверить состояние АКБ можно путём:

  • визуального осмотра;
  • применения нагрузочной вилки;
  • оценки уровня и плотности электролита.

Каждый вариант следует рассмотреть отдельно.

Визуальный контроль

Провести визуальный осмотр может любой автомобилист

Тут нужно лишь узнать, на что обращать внимание

Характерными признаками неисправности будут:

  • трещины и подтекания на корпусе;
  • наличие большого количества загрязнений, которые провоцируют саморазряд;
  • признаки окисления на клеммах и выводах;
  • образование ржавчины;
  • недостаточная плотность затяжки соединений.

Если ничего этого нет, с АКБ потенциально всё хорошо.

Нагрузочная вилка

Куда эффективнее определять работоспособность своего аккумулятора, расположенного под капотом автомобиля, используя вилку нагрузки.

Самостоятельное тестирование нагрузочной вилкой не такое сложное, как кажется. Она имитирует нагрузку при старте двигателя, позволяет понять, способна ли АКБ к восстановлению ёмкости и заряда, либо время батареи подошло к концу.

Всю процедуру можно разбить на 2 этапа.

  1. Сначала тестирование выполняется через 5–7 часов после остановки двигателя или снятия с зарядки. Очистите корпус, долейте жидкость в банки, если уровень низкий. Тесты лучше проводить при температуре около 15–20 градусов Цельсия. Плюс вилки соединяется с плюсом АКБ, а минусом нужно коснуться отрицательного вывода батареи. Но удерживать так не более 5 секунд. Прибор должен показать в норме от 12,6 до 12,9 В. Параметры ниже 11,5 В говорят о том, что АКБ наверняка вскоре придётся менять.
  2. Второй этап выполняется под нагрузкой. Только в этом случае в схему добавляется нагрузочное сопротивление. Тут о полном заряде уже будет говорить значение около 10,2 В. Если видите 7,8 В, батарея села полностью.

Многие опасаются работать с нагрузочной вилкой. Но если соблюдать правила, всё получится.

Уровень и плотность электролита

Также не будет лишним провести изучение уровня и текущей плотности электролита. Но сделать это получится только на обслуживаемой АКБ.

Перед проверкой следует полностью зарядить АКБ и подождать 2–3 часа. Затем нужно:

  • открутить крышки АКБ;
  • погрузить прозрачную пластиковую колбу или просто корпус от ручки;
  • зажав верхний край, опуститься до уровня пластин;
  • поднять измерительное приспособление и сделать замеры.

Нормой считается, когда электролит покрывает пластины на 10–15 мм.

Для проверки плотности потребуются ареометр, стеклянная колба и груша. Обычно всё это продаётся в комплекте. Прибор погружается в банки, делается забор жидкости грушей. На ареометре есть соответствующая шкала.

Проверку плотности рекомендуют проводить примерно раз в 6 месяцев.

В проверке работоспособности АКБ нет ничего сложного. Не забывайте лишь о технике безопасности.

Срок службы

Обычно срок службы аккумулятора при надлежащем уходе составляет 4–5 лет. Если своевременно проводить ТО, то он будет служить верой и правдой эти годы. Но бывает и при правильном ТО он может проработать и 6 – 7 лет.

На этот срок могут влиять многие факторы:

  • Качество изготовления. Как известно, дорогие бренды всё-таки работают дольше даже при меньшем уходе за ними.
  • Температурные условия эксплуатации. Как низкие, так и высокие температуры негативно отражаются на срок службы АКБ. Летняя высокая температура под капотом ещё больше провоцирует сульфатацию.
  • Работа генератора. Исправная работа реле напряжения продлит срок его работы.
  • Условия эксплуатации. Короткие поездки пагубно влияют на батарею.
  • Регулярное проведение технического обслуживания.

Аккумуляторы лучше работают на морозе, если они исправны и полностью заряжены.

Проверка уровня электролита в аккумуляторе

Ещё один удобный и надёжный метод, который, правда, подойдёт только для проверки обслуживаемых аккумуляторов, это проверка уровня электролита. Метод немного сложнее, чем предыдущие, однако даёт хорошее представление о состоянии АКБ и расскажет, что у него внутри.

Сначала снимите аккумулятор и полностью очистите его от грязи. Напомним, что это лучше делать ветошью, грязь и незначительная коррозия также могут быть счищены с помощью средства для мытья стёкол на основе аммиака.

Далее нужно открыть две пробки заливных отверстий. Их нужно легко поддеть отвёрткой и открутить, под ними скрывается шесть заливных отверстий. Уровень электролита в них проверяется на глаз, его видно при свете фонарика. Если везде одинаковый уровень жидкости – то всё в порядке, если где-то жидкость не покрывает пластину, нужно добавить дистиллированной воды.

Вообще, эту процедуру нужно проводить регулярно, так как при каждой зарядке аккумулятора электролит в небольших долях разлагается на водород и кислород. При отсутствии регулярного обслуживания АКБ просто выйдет из строя.

Нормой считается уровень, превышающий высоту пластин примерно на один сантиметр, либо ниже горловины заливного отверстия на три миллиметра. В случае необходимости, в обслуживаемый аккумулятор стоит долить дистиллированную воду, но мы ещё раз напоминаем: если на аккумуляторе имеется пометка «необслуживаемый», или же производители данной конкретной модели АКБ не рекомендуют доливать в него дистиллированную воду, вам остаётся лишь прибегнуть к предыдущим методам проверки и, в случае необходимости, заменить аккумулятор.

Знание, как правильно проверять АКБ, важно при покупке автомобиля с пробегом. Зачастую продавцы машин хотят сэкономить на мелочах, в том числе продавая автомобиль с разряженным аккумулятором, что может привести к негативным последствиям для нового владельца

Всегда будьте начеку и проверяйте на деле то, что говорит продавец об исправности своей машины.

И не забудьте проверить историю автомобиля перед покупкой. Сделать это можно с помощью онлайн-сервиса «Автокод» по VIN или гос. номеру. Система проверяет машину более чем по 12 официальным базам: ГИБДД, ЕАИСТО, РСА, реестры такси и банков, ФНС, ФТС и другим

Из отчета вы узнаете: реальный пробег, есть ли ограничения ГИБДД, данные ОСАГО, таможенную историю, историю штрафов, участие в ДТП и много другой важной информации

Если у вас нет взоможности выехать на осмотр или вы просто сомневаетесь в своем опыте, закажите услугу выездной проверки Автокод. Эксперт приедет на осмотр и проведет комплексную диагностику автомобиля, не оставив никаких сомнений в вашем выборе ТС.

Проверка АКБ под нагрузкой

Батарея под нагрузкой проверяется при её полном заряде. Согласно инструкции по пользованию нагрузочной вилкой, нужно подключить сопротивление в приборе. Далее, подключаем вилку аналогично подключению без нагрузки. При таком подключении с нагрузкой, возможно, искрение на контактах щупа, так как через контакты проходит большой ток.

Показания прибора снимаются через 5 секунд, и немедленно отсоединяется щуп.

Процент заряда АКБ под нагрузкой определяется следующим образом:

  • Напряжение больше 10,2 В. – заряд 100%;
  • Напряжение 9,6 В. – заряд 75%;
  • Напряжение 9,0 В. – заряд 50%;
  • Напряжение 8,4 В. – заряд 25%;
  • Напряжение менее 7,8 В. – заряд 0%.

Подводя итог всего вышесказанного, можно выделить 4 параметра нормальной работоспособности аккумулятора:

  1. Без нагрузки напряжение, должно быть, не менее 12,7 В.;
  2. Под нагрузкой – не менее 10,2 В.;
  3. Уровень электролита – 10 – 15 мм.;
  4. Плотность электролита – 1,27 г/см3.

Более точные значения можно посмотреть в видео из Интернета.

Помните, что любую неисправность легче предупредить, чем потом устранить.

Диагностика при помощи нагрузочной вилки

Этот измерительный прибор многие автомобилисты считают незаменимым. Конструкция вилки включает в себя нагрузочный резистор, два щупа, вольтметр и металлический штырь. От «плюса» устройства отходит провод с зажимом для присоединения к положительной клемме АКБ. Отрицательный электрод подключен к штырю, установленному сзади приспособления.

Для реальной оценки состояния АКБ необходимо выждать 5-6 часов после того, как двигатель будет заглушен. Затем положительный зажим присоединяют к соответствующей клемме, а отрицательным штырем касаются «минуса» аккумулятора, после чего снимают показания. Как и в случае применения мультиметра о полной зарядке элемента свидетельствует напряжение от 12,6 до 13,0 В.

На втором этапе диагностики запускают двигатель и измеряют зарядку при воздействии нагрузки (спираль подключается согласно инструкции). Важный нюанс: показания снимают, начиная с пятой секунды измерения. При касании «минуса» пригодной к эксплуатации батареи металлическим штырем, клемма будет слегка искрить. Если полученное значение выше 9,5 — аккумулятор в порядке.

Известно, что на морозе любой свинцово-кислотный элемент хуже «держит» заряд, чем в тепле. Поэтому зимой за состоянием батареи необходимо следить особенно пристально.

Амперы и мультиметр: что это такое

Ампер — это единица, в которой измеряется сила, присутствующая у электрического тока в системе СИ. Измерители для ее определения именуют мультиметрами, которые бывают цифровыми и аналоговыми или стрелочными.

Напряжение в сети разное

Отличия между ними есть. В первом случае информация отображается на жидкокристаллическом экране, во втором присутствует стрелочная шкала. У аналогового аппарата слишком высокая погрешность в замерах. При работе с ним нужно исключить малейшие колебания. В противном случае, результат может быть неточным. Цифровой более:

  • удобный;
  • надежный;
  • функциональный;
  • практичный;
  • универсальный.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Первый способ – использовать цифровой мультиметр, чтобы быстро проверить, достаточно ли заряжена ваша батарея для запуска вашего автомобиля. Это лучший способ для так называемых необслуживаемых аккумуляторов, у которых нет съемных крышек. Некоторые необслуживаемые аккумуляторы поставляются с индикатором заряда, дисплеем на верхней части, показывающим, полностью ли он заряжен (зеленая точка), требуется ли зарядка (цвет не виден) или неисправен (желтая точка).

Второй метод использует ареометр. В отличие от цифрового мультиметра, ареометр может показывать не только уровень заряда вашей батареи, но и ее общее состояние. Вы будете знать, если она вышла из строя. Но вы можете использовать этот инструмент только на батареях со съемными крышками. Вы можете купить недорогой влагомер в большинстве магазинов автозапчастей или онлайн.

Альтернативная диагностика

Не только мультиметр поможет ответить на вопросы о работоспособности аккумулятора.

Есть несколько других способов, как проверить на работоспособность аккумулятор автомобиля у себя дома. Причём не всегда в ход идёт специальное диагностическое оборудование.

К альтернативным методам диагностики относится:

  • визуальный осмотр;
  • применение нагрузочной вилки;
  • оценка состояния электролита.

Теперь про каждый вариант отдельно.

Визуальный осмотр

Чтобы выполнить такую проверку, достаточно узнать, на какие моменты стоит обращать внимание

Визуально можно обнаружить следующие проблемы:

  • трещины на корпусе АКБ;
  • следы подтёков;
  • повышенное количество загрязнений, влияющих на саморазряд;
  • следы окислов на клеммах и выводах;
  • появление ржавчины;
  • плохо затянутые клеммы на выводах АКБ.

Если ничего подобного не наблюдается, то визуальный контроль батарея прошла успешно.

Применение нагрузочной вилки

Значительно эффективнее определить работоспособность проблемного аккумулятора с помощью нагрузочной вилки. АКБ лучше извлечь из-под капота автомобиля.

Вилка имитирует нагрузку на батарею при запуске двигателя. Даёт понять, способна ли её АКБ восстанавливать свой заряд и ёмкость.

Есть 2 этапа.

  • Первый этап. Батарея после полной зарядки остаётся в покое на 5-6 часов. Корпус нужно очистить, долить воду в банки при низком уровне. Оптимально, если температура будет в пределах 15-20 градусов Цельсия при тестировании. Плюс вилки нужно подключить к плюсу АКБ, а минус к минусу. Удерживается вилка максимум 5 секунд. Прибор должен показать 12,6-12,9 В. Если там меньше 11,5 В, то АКБ почти исчерпала свой ресурс.
  • Второй этап. Теперь уже подаётся нагрузка. В схему нужно включить нагрузочное сопротивление. Тогда при полном заряде исправная батарея покажет 10,2 В. Если там 7,8 В, то АКБ полностью разряжена.

Почему-то многие опасаются применять такой тестер. Хотя при грамотном обращении это легко, безопасно и эффективно.

Проверка электролита

Один из показателей работоспособности аккумулятора — это правильный уровень электролита и его плотность.

Перед тестированием АКБ следует полностью зарядить и оставить на 2-3 часа. После этого проводятся такие действия:

  • откручиваются крышки;
  • прозрачная измерительная трубка погружается в банку;
  • зажимается верхний край трубочки;
  • проверяется уровень.

Нормой считают ситуации, когда пластины покрыты электролитом на 10-15 мм.

Проверка плотности выполняется с помощью ареометра. Нужно погрузить устройство в банку и сделать небольшой забор образцов. Причём отдельно и каждой секции.

Нормальная плотность составляет от 1,27 до 1,29 г/см3. Снижение на 0,01% указывает на то, что ёмкость сокращается на 4-5% с каждым таким шагом.

Проверять плотность и уровень можно только на обслуживаемых АКБ. Да, у необслуживаемых есть прозрачная часть корпуса, где видно уровень и даже цвет жидкости, но только в одной банке, поэтому высокой точностью не отличается.

Проверка работоспособности АКБ — это обязанность каждого автовладельца. И здесь нет ничего сложного.

Как часто вы проверяете состояние аккумулятора? Какие способы тестирования используете? С какой периодичностью меняете АКБ на машине? Ваш рекорд по сроку службы батареи?

Ждём ваших ответов.

Подпишитесь, оставьте комментарий и задайте нам актуальный вопрос!

Как продлить срок службы автомобильного аккумулятора

Принято считать, что нормальный срок службы автомобильного аккумулятора при правильной эксплуатации составляет около пяти лет. Однако в случае жёстких условий эксплуатации или неправильного ухода АКБ может не прослужить и отведённого срока.

Для того, чтобы продлить срок службы аккумулятора следует соблюдать следующие довольно простые правила:

  1. Нельзя эксплуатировать уже разряженную батарею, особенно это актуально в холодное время года, т. к. в морозы нагрузка на АКБ увеличивается многократно, и в случае низкого заряда батарея может попросту не успевать заряжаться.
  2. Время от времени требуется производить чистку клемм и самих выводов аккумулятора, нелишним будет также проверять прочность их закрепления. Для профилактики окисления допускается использование солидола или технического вазелина.
  3. Батарея всегда должен быть надёжно закреплена, т. к. она крайне плохо переносит любую тряску и вибрацию, в случае продолжительного воздействия которой может происходить осыпание пластин.
  4. В зимнее время, перед тем как начать заводить автомобиль нелишним будет дать «разогреться» АКБ, включив дальний свет фар на несколько секунд. А также при запуске рекомендуется выжимать сцепление, для того, чтобы стартеру не пришлось вращать шестерни коробки передач в загустевшем на морозе масле.

Видео

Лучше один раз увидеть, как специалисты устраняют последствия замыкания банок. Как восстановить замкнутую банку аккумулятора, посмотрите видео.

05.12.2016 4430 Статьи,

Короткое замыкание (КЗ) в аккумуляторе – это как состояние комы у человека. Теоретическая возможность возврата к нормальной деятельности существует, но скорее всего, замкнувший аккум больше не заработает. Возникает КЗ из-за соединения двух точек электрической цепи с разными потенциалами. В аккумуляторе оно может произойти по причине замыкания положительного и отрицательного токоотводов металлическим предметом. Однако, чаще всего причины короткого замыкания внутри батареи, и увидеть их не так просто.

Диагностика уровня электролита

Следующим этапом после диагностики корпуса и ликвидации саморазряда будет замер уровня электролита в устройстве. Этот этап актуален только для тех АКБ, которые обслуживаются. Измерение наличия электролита осуществляется с помощью еще одного прибора анализатора — специальной трубки. Следует отметить, что для этого уровень электролита должен находиться приблизительно на 1 см над пластинами батареи.

Уровнемерная трубка представляет собой обыкновенную трубку с отмеченными на ней делениями, исчисляемыми в мм. Конец трубки опускается в заливное отверстие батареи до того момента, пока она не соприкоснется с сеткой сепаратора, а верхний ее конец необходимо зажать пальцем. В итоге уровень электролита покажет общий его уровень в батарее. При слишком малом уровне электролита возможно его выкипание, поэтому для начала его нужно просто долить (дистиллят).

Проверка аккумулятора мультиметром: что можно выяснить

В первую очередь следует четко разделить аккумуляторы – устройства с возможностью подзарядки – и батареи (батарейки), который считаются «одноразовыми». Оба варианта работают с постоянным током, поэтому при замерах следует переводить положение регулятора прибора в диапазон работы с постоянным током. Он маркируется, в зависимости от модели, DCV или V-.

Как измерить заряд батарейки

Если возникла необходимость проверки новой или бывшей в употреблении батарейки, можно использовать такие варианты выяснения уровня заряда:

  • без нагрузки;
  • под нагрузкой;
  • с помощью замера силы тока.

Как проверить батарейку мультиметром? Для этого необходимо:

  1. перевести регулятор в нужное для замера постоянного тока положение;
  2. выбрать предел измерения, больше предполагаемого на 5…10% (минимум). Так, для пальчиковой батарейки это составит 20 В;
  3. установить контакт щупов с полюсами (выходами) батарейки и снять показания.

Важно: щупы прикладываются к одноименным контактам – плюс к плюсу, минус к минусу. Если прибор имеет автоматическое определение полярности, данный пункт не важен. На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.

На экране высветится правильное значение с отрицательным знаком.

Считается допустимой эксплуатации батарейки, заряд которой составляет не меньше 80% от номинального. При этом падение заряда на 10% – повод использовать батарейку в малотребовательных приборах, с низким потреблением энергии. Падение заряда на 20% и более – повод для ее утилизации.

Под нагрузкой батарейки проверяются обычно с помощью обычной лампочки или светового диода. Нагрузку подключают к устройству параллельно, после чего замыкают контакты щупами и выжидают 30…40 секунд. После этого снимают показатель и сортируют батарейки по степени пригодности.

С помощью измерения силы тока проверяют новые изделия. Для этого регулятор мультиметра устанавливают в положение проверки тока (маркировка A-) на максимум. Замыкая щупы на контактах батарейки, выдерживают 1…2 секунды после прекращения роста показателя и убирают щупы. После этого оценивается сила тока. В норме оно должно составлять 4…6 А для новой батарейки, при токе 3…3,9 А лучше использовать ее в менее энергоемких приборах. При показателе меньше 3 А допустима установка элемента в устройства дистанционного управления (пульты) и другие маломощные приборы.

Более детально процесс проверки батарейки показан на видео.

Как проверить аккумулятор мультиметром

Если речь идет не об автомобильном аккумуляторе, а об обычном устройстве с возможностью подзарядки для использования в бытовых приборах, то принцип проверки тот же, что и для одноразовых батареек. При этом следует учитывать, что есть и определенные нюансы:

  • проверить заряд аккумулятора мультиметром следует под нагрузкой, в качестве ее можно использовать нагрузочный резистор или лампочку;
  • для проверки следует использовать силу тока, а не напряжение. Для работоспособного элемента с напряжением 1,2 В ток составляет 0,5…17 А. Положение регулятора устанавливают на максимум, как и для батареек, но замыкание контактов выполняется на 1…2 секунды. Удержание контактов на более длительный срок плохо влияет на работу аккумулятора.

Важно помнить: в отличие от батареек, номинальное напряжение «пальчиковых» аккумуляторов составляет 1,2 В, а не 1,5 В.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Автобаза
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: