Блок управления ДХО
Самым надёжным и наиболее простым является вариант подключения ДХО без реле, но с использованием специального блока управления ходовыми огнями. Он обеспечивает включение ДХО после запуска двигателя, гарантирует безопасную работу, защищает от перегрузок и может быть установлен на авто с любым типом ламп, включая светодиодные.
К сожалению, среди всего разнообразия промышленно изготавливаемых блоков ДХО подавляющая часть не соответствует ГОСТу и имеет посредственное качество сборки.
Среди всего многообразия можно отметить всего 2 варианта: российский блок управления ДХО DayLight+ и немецкую продукцию от Philips и Osram. Блок управления DayLight+ разработан русским радиоинженером Исаченковым Фёдором с учетом всех особенностей бортовой сети автомобиля и обладает рядом положительных моментов:
- имеется встроенная стабилизация напряжения;
- полное соответствие ГОСТу;
- максимальная долговременная мощность нагрузки составляет 36 Ватт (для ДХО требуется значительно меньше);
- простейшая схема подключения.
Помимо вышеописанных моментов блок DayLight+ является универсальным и подходит на все автомобили с бортовой сетью 12 вольт, а также обладает хорошим качеством сборки и высокой степенью защиты от влаги и пыли.
Описание ДХО
Функция ДХО — сделать автомобиль более заметным для других участников дорожного движения в светлое время суток. Они относятся к внешнему освещению автомобиля. Были проведены исследования, которые показали, что использование ходовых огней снижает количество ДТП.
Принцип работы
При старте автомобиля бортовое напряжение возрастает до рабочего. Когда значение достигает 13,2 – 13,7 В, оно запоминается датчиком, благодаря которому загораются дневные ходовые огни. При выключении двигателя напряжение падает до нуля, и огни отключаются. Кроме того, они отключаются, если включается ближний свет. Одновременно их использовать запрещено.
Устройство
Что такое дневные ходовые огни? В конструкции их фар в основном используются светодиодные элементы. Чтобы защитить светодиоды от атмосферных осадков и температурных колебаний, их поместили в прочный корпус. Прозрачная часть и основа герметично соединены, что не дает попасть внутрь влаги. Прочная противоударная оболочка корпуса надежно защищает внутренние элементы от механических повреждений.
Использование LED-диодов имеет следующие плюсы:
они ярко светят: яркие ходовые огни повышают безопасность, так как их свет обращает на себя внимание;
малое потребление энергии дает возможность сэкономить на топливе, так как уменьшается нагрузка на генераторную установку;
продолжительный срок службы: качественные осветительные элементы имеют повышенную износостойкость;
просты и удобны в обслуживании: загораются при включении мотора и тухнут, когда мотор глушится.
Разновидности
Существует несколько видов ходовых огней на авто:
- Ближний свет. Правда, в некоторых действуют особые требования к эксплуатации фар ближнего света. Они должны освещать часть обочины или дорожного покрытия.
- При использовании дальнего света он должен быть приглушенным, светить параллельно плоскости дороги. При этом свет не должен слепить встречных водителей, поэтому если приближается встречный транспорт, водитель обязан выключить дальний свет.
- В нашей стране по правилам дорожного движения разрешается использование противотуманок в качестве ДХО. Но во многих странах это запрещено. Специалисты это объясняют спецификой использования противотуманных фар лишь при плохих погодных условиях в качестве дополнительного освещения. Их мощности недостаточно, чтобы они полноценно выполняли функцию дневного освещения.
- Наиболее приемлемый вариант — независимые фары. Их преимущество в простоте установки, низкой стоимости, небольшом энергопотреблении, независимость в работе. Кроме того, они дают возможность придать машине красивый внешний вид, например, установив круглые ходовые огни или ангельские глазки. Они имеют кнопки ходовых огней, тем самым, предоставляя возможность автономного управления. Многим водителям нравятся светодиодные дневные ходовые огни, как выглядят они на машине.
Светодиодные фонари разделяются на такие виды:
- одиночные линзованные светодиоды, называемые глазом дракона или орла;
- светодиоды на гибкой резиновой ленте;
- в виде пластин;
- светодиодные фары, имеющие обычное пластиковое стекло и линзованное;
- устанавливаемые в линзованные противотуманки.
Что гласит буква закона?
Постановление, в котором говорится об обязательном передвижении с включенными фарами в светлое время суток, было принято в 2010 году. Таким образом, все водители, не зависимо от погодных условий, в светлое время суток должны включить штатные ходовые огни. Если на автомобиле врезные ДХО не установлены, можно их установить самостоятельно либо пользоваться ближним светом или ПТФ (автор видео — Артем Квантов).
При самостоятельной установке ДХО по ГОСТУ необходимо соблюсти следующие требования:
- между огнями расстояние не должно превышать 60 см, они должны быть расположены симметрично относительно главной оси;
- установка должна производиться спереди машины, при этом они не должны выступать за внешние габаритные огни;
- расстояние от края автомобиля до огней не должно превышать 40 см;
- расстояние от поверхности дороги должно быть более 25 см и менее 1,5 м в высоту.
Схема расположения ДХО
Как правильно подключить ДХО к автомобилю?
Кроме установки и сборки самой конструкции, нужно правильно соединить всё с электрической схемой автомобиля. На картинке изображена самая простая и надежная схема подключения ДХО. Давайте рассмотрим её подробнее.
К1 – это реле с пятью контактами, один из силовых контактов является нормально замкнутым, то есть он замкнут, когда через обмотку реле не течет ток, а другой нормально разомкнут, он замыкается, когда через обмотку протекает ток. Это одно из стандартных реле и продаётся в любом автомагазине.
Автомобильное реле, 12В
Когда вы включаете зажигание, через нормально замкнутые контакты подаётся питание на ДХО, а когда вы включаете ближний свет, от силового плюса, который идёт на лампы, включается реле ДХО и контакты размыкаются.
Сделать качественные светодиодные ходовые огни для автомобилей своими руками довольно просто. Они будут превосходить дешевые китайские поделки по качеству и характеристиками, а работать будут гораздо дольше.
Самодельные ДХО будут дешевле фирменных, да и приобретенный опыт бесценен.
Использование ПТФ
варианты
вариантыОднако опускать руки после прочтения всего вышеизложенного не надо, так имеется выход и из этой ситуации. Ведь совсем не обязательно использовать в качестве ДХО красиво оформленные фарки со светодиодами. Для этого вполне могут быть использованы источники света, относящиеся к законным. А какие принято считать законными? Те, установка которых произведена на заводе-изготовителе или установленные самостоятельно фары с соблюдением допусков, имеющихся в конструкции автомобиля.
К таковым, например, относятся ПТФ (противотуманные фары). Они либо имеются практически на каждом автомобиле, либо в его конструкции предусмотрена их установка. Для их установки не требуется получать разрешения на установку, и они, согласно ПДД, могут быть использованы как ДХО. А значит, остаётся только переделать противотуманки таким образом, чтобы их включение или выключение происходило в автоматическом режиме в зависимости от того, работает двигатель или нет. При этом останется и функция противотуманного действия фар.
Установка ДХО в штатные фары своими руками
Для преобразования понадобиться приобрести два реле. Одно должно иметь пять контактов, а другое – четыре. Подключаются реле по следующей схеме:
- контакт 85 первого реле присоединяется к массе;
- провод от 86 контакта присоединяется к плюсовому контакту на габаритных фонарях или на лампах ближнего света;
- тридцатый контакт подключается к 87-ому контакту второго реле;
- от 87а контакта провод подключается к плюсовым выводам фар, но при этом сохраняется и произведённое на заводе подключение ПТФ.
- 86 контакт второго реле подключается к плюсовой клемме генератора;
- Провод от тридцатого контакта, второго же реле, через предохранитель, протягивается к плюсовой клемме аккумулятора;
- Масса подаётся на 85 контакт второго реле.
При этом следует учитывать, что если будет произведено подключение 86-го контакта второго реле к клемме генератора, то фара загорится сразу после того, как осуществится запуск двигателя. А если произвести подключение этого контакта к клемме замка зажигания, то свет будет излучаться сразу после включения зажигания. И тот, и другой варианты приемлемы и выбор остаётся исключительно за владельцем автомобиля.
По этой же схеме можно произвести включение штатного головного света. В этом случае провод с 87 контакта подключается не к противотуманной фаре, а к клемме лампы ближнего света. При этом ближний свет автомобиля будет функционировать в режиме ДХО, и такое подключение не идёт в разрез с требованиями закона.
Сообщества › ВАЗ: Ремонт и Доработка › Блог › Установка гибких ДХО в фару
Гутен так всем читающим! Дождался наконец то свободного выходного и установил гибкие ДХО в фару. Много читал, что при разборе фары надо и феном греть и герметик срезать чтоб стекло отошло от корпуса, у меня все вышло проще — достаточно было снять защелки) Много времени не заняло часа полтора примерно, только еще полтора часа где то думал как прилепить их к отражателю ибо силикон не держится даже на отличном двухстороннем скотче( засверливать отражатель было неохота. Подсказал подъехавший знакомый насчет лески, он же ее и привез) В общем не прилагая больших усилий стал еще чутка довольней))
Включение через габариты или ближний свет
Второй вариант схемы подключения ДХО предполагает задействовать цепь питания габаритной лампочки. Для этого плюсовой провод от ходовых огней напрямую соединяют с «+» от аккумулятора. В свою очередь, минусовой провод соединяют с «+» габаритного огня, который в данный момент электрически нейтрален. В результате образуется следующий путь протекания тока: от «+» аккумулятора через светодиоды к габариту, а затем через лампочку на корпус, который служит минусом всей цепи. Из-за малого потребления тока (десятки мА) светодиоды начинают светиться, а спираль лампы остаётся погашенной.
В данном схемотехническом решении имеется несколько недостатков:
- ходовые огни остаются в работе при выключенном двигателе, что противоречит действующим правилам;
- схема не будет работать, если в габаритах тоже установлены светодиоды;
- схема не будет корректно работать, если в ДХО размещены мощные SMD светодиоды, номинальный ток которых соизмерим с током лампочки;
- с целью безопасности необходимо дополнительно устанавливать предохранитель.
Данный способ подключения можно усовершенствовать, соединив плюсовой провод LED-модуля не с «+» аккумулятора, а с «+» замка зажигания, тем самым избавиться от первого недостатка.
Необходимые материалы и инструменты
Для того, чтобы собрать самодельный драйвер, потребуются:
- Паяльник мощностью 25-40 Вт. Можно использовать и большей мощности, но при этом возрастает опасность перегрева элементов и выхода их из строя. Лучше всего использовать паяльник с керамическим нагревателем и необгораемым жалом, т.к. обычное медное жало довольно быстро окисляется, и его приходится чистить.
- Флюс для пайки (канифоль, глицерин, ФКЭТ, и т.д.). Желательно использовать именно нейтральный флюс, — в отличие от активных флюсов (ортофосфорная и соляная кислоты, хлористый цинк и др.), он со временем не окисляет контакты и менее токсичен. Вне зависимости от используемого флюса после сборки устройства его лучше отмыть с помощью спирта. Для активных флюсов эта процедура является обязательной, для нейтральных — в меньшей степени.
- Припой. Наиболее распространенным является легкоплавкий оловянно-свинцовый припой ПОС-61. Бессвинцовые припои менее вредны при вдыхании паров во время пайки, но обладают более высокой температурой плавления при меньшей текучести и склонностью к деградации шва со временем.
- Небольшие плоскогубцы для сгибания выводов.
- Кусачки или бокорезы для обкусывания длинных концов выводов и проводов.
- Монтажные провода в изоляции. Лучше всего подойдут многожильные медные провода сечением от 0.35 до 1 мм2.
- Мультиметр для контроля напряжения в узловых точках.
- Изолента или термоусадочная трубка.
- Небольшая макетная плата из стеклотекстолита. Достаточно будет платы размерами 60х40 мм.
Макетная плата из текстолита для быстрого монтажа
Как не стоит делать ДХО?
Довольно часто предлагается использовать подручные средства в виде лент. Такие ленты по яркости могут уступать даже габаритным огням, поскольку походят на обычную гирлянду. Проверять установленные ДХО необходимо в дневное время суток при свете солнца с расстояния не менее 100 метров. Также не стоит устанавливать светодиодную ленту в первое попавшееся место. Такое размещение может противоречить регламенту. Светодиодные трубки использовать также не рекомендуется из-за того, что данная конструкция больше похожа на декоративную подсветку. Удачи и лёгких дорог!
Решил собрать свои лампы для ДХО. Три года назад, когда переделывал свои фары, в качестве лам ДХО поставил китайские лампы. Китайских ламп хватает от силы на пол года. По этому озадачился собрать свои лампы. Переваривал я эту тему почти год, параллельно искал алюминиевую болванку для радиатора. В итоге собрал все материалы и заказал токарю выточить радиатор.
Ни каких расчетов на радиатор я не делал. Просто из найденной алюминиевой заготовки выточил два радиатора максимально возможного размера. Купил светодиоды Samsung, 1000мА, 5300К и изготовил платы из алюминия и к ним.
Припаял светодиоды и приклеил плату к радиатору на теплопроводящий клей. Лучше бы конечно закрепить плату к радиатору на болтики, но я решил провести эксперимент. В противном случае переделаю.
Стабилизаторы тока решил использовать — китайские на 600мА.
Что бы лампа штатно крепилась, я использовал старые патроны, просто вырезал все не нужное из них и одел на радиатор.
Отдельные светодиоды 5050 или 5730 для ДХО
Чтобы сделать самодельные ходовые огни из светодиодов нестандартной формы или использовать для этой цели корпус от противотуманок, лента может быть неудобна, поэтому нужно изготовить печатную плату.
Можно применить готовую макетную плату, но это может быть не столь удобным решением, хотя и более простым. Макетная плата не столь надежна.
Чтобы сделать рисунок печатной платы используйте программу типа spring layout, далее его нужно перенести на текстолит. Для этого нужно распечатать ЗЕРКАЛЬНОЕ изображение печатной платы на тонкой глянцевой бумаге. Такая применяется в журналах для страниц, обложка слишком плотная.
Печатать нужно на лазерном принтере, потом берём утюг и проглаживаем глянцевую бумагу на фольгированном текстолите. Когда он остынет, под струёй воды отмачиваем бумагу, на текстолите останется рисунок будущих дорожек.
Теперь дело за малым – вытравить плату в хлорном железе или любом другом подходящем реагенте. Подробную информацию о лазерно-утюжной технологии изготовления печатных плат можете найти здесь.
После изготовления печатной платы нужно сделать основу для ДХО. Для этого разместим светодиоды на печатной плате в соответствии с её разводкой. Чтобы ограничить силу тока, протекающего через светодиоды нужно добавить 1 резистор номиналом 50 Ом. Далее соберите стабилизатор на 12 вольт, на микросхеме L7812 или её аналогах.
Чтобы обеспечить нужную яркость нужно порядка 24 светодиодов, которые нужно скомпоновать в единую конструкцию и разместить в корпусе. Мы распечатали узкие платы по 9 светодиодов.
Далее есть два варианта: установить их друг над другом и получить широкий и короткий светильник, или собрать несколько полос в один ряд, чтобы они огибали бампер.
Если взять акриловую трубку и поместить в неё полученные платы, тогда получатся такие ДХО из светодиодов (см. ниже). Придать форму им можно нагрев строительным феном и согнув вокруг бампера.
Если вы хотите сделать широкие ДХО – соединить платы нужно друг над другом, или же развести и вытравить плату наподобие этой.
Кстати здесь применены более мощные светодиоды 5730. В качестве корпуса можно использовать старые противотуманки или использовать мебельный профиль для подсветки с пластиковой накладкой.
Установка гибких ДХО с функцией поворотника
Ещё до совершения покупки важно разобраться, как закрепить гибкие ДХО в фаре. Справиться с этой задачей автовладелец, который выбрал современные дневные ходовые огни, может самостоятельно
Их установка не представляет особого труда. Главное, действовать поэтапно:
1. Отключите и демонтируйте фару, а затем аккуратно разберите ее. Для установки гибких ДХО с функцией поворотника нужно раскрыть корпус изделия, отделив оптическую часть от пластиковой коробки. Используйте фен, чтобы нагреть слой герметика и резиновую прокладку, соединяющие стекло и корпус фары, тем самым ослабив их. Иначе вы можете повредить изделие во время разборки.
2. Далее необходимо подумать о том, как крепить гибкие ДХО в фару. Независимо от того, выбрали ли вы кластерную или другую модель, монтироваться дневные ходовые огни будут на внутреннюю поверхность фары.
3. Еще одним важным этапом является сборка электрической схемы, благодаря которой осветительные приборы будут выполнять свои функции. Существует множество вариантов подключения, предусматривающих использование управляющего блока, реле или тумблера. Вам нужно выбрать наиболее подходящий из них.
По такой схеме всегда осуществляется установка гибких дневных ходовых огней с функцией поворотника в фары головного света автомобиля. При этом вы можете резать изделия и укорачивать их до необходимой длины. Главное, правильно выбрать световые приборы, а также действовать аккуратно и четко соблюдать рекомендации специалистов.
Установка
Существует несколько основных способов, как сделать ДХО на своем авто. Если это просто замена старых на новые, то проблем минимум. Монтируется все так, и как в старой схеме.
Если же светодиодные фары дневных огней устанавливаются на машину впервые, можно пойти такими путями.
- Установка на монтажные скобы. Они имеются по бокам ДХО. В скобах есть отверстия, чтобы зафиксировать устройство саморезами. Они регулируются по вылету и наклону, позволяя поставить все равно и аккуратно;
- Монтажная панель. В свободную полость переднего бампера сначала монтируют панель, а туда уже защелкиваются сами фары;
- На скотч. Применяют двухсторонний скотч. Монтаж простой, но недолговечный. ДХО могут в любой момент отлететь;
- Врезка в бампер. Причем врезают двумя способами. Первый используют при наличии ДХО с отдельными светодиодными модулями. Их соединяют по принципу гирлянды. Под каждый модуль свое отверстие. Второй вариант для цельного корпуса с небольшим изгибом, чтобы повторить контуры бампера. Нужно только одно отверстие;
- Комбинирование. Это специальный, но дорогой комплект оптики, который включает в себя ДХО и противотуманные фары, либо дневные ходовики в поворотники.
Подумайте, какие стоит купить себе дневные огни и как включить их в состав оптики так, чтобы они работали эффективно и согласно всем нормам. Если у вас не горят ДХО, как гласит закон, вы попадете на штраф.
Watch this video on YouTube
Пишите свое мнение про ДХО и актуальность их покупки при возможности использовать противотуманки или ближний свет. Подписывайтесь, рассказывайте о нас своим друзьям и ждите новых материалов!
Ближний свет или габариты
Еще можно подключиться к габаритам или фарам ближнего света. В теории тут также все выглядит довольно просто, интересно и перспективно.Первая из рассматриваемых схем предусматривает, что вы будете использовать электроцепь, питающую лампы габаритов. Тут плюс от ДХО соединяется непосредственно с аккумуляторной батареей, как источником питания. А вот минус идет на плюс от габаритов. В такой момент последний будет электрически нейтральным. Тем самым ток идет от плюса АКБ через диоды на габариты, а затем через лампу на корпус, где последний выступает минусом созданной электроцепи.
Поскольку уровень потребления тока будет маленьким, диоды начнут работать, а лампа габаритов не включится.
Стоит водителю переключиться на габариты, на его плюсе появится напряжение 12В, на проводке ДХО будут выравниваться потенциалы и диоды погаснут. Схема начнет работать уже в штатном режиме, давая ток габаритам.
Все вроде бы неплохо. Но опять же, выводы сделаны поспешно.
Схема простая и рабочая. Только имеет несколько недостатков:
- Ходовики будут оставаться активными, когда двигатель отключается. Это напрямую противоречит действующим законам;
- Если габариты оснащаются светодиодными лампами, такая схема сразу же станет неработоспособной;
- Работа окажется некорректной при использовании мощных SMD диодов в составе ДХО;
- Чтобы обеспечить дополнительную безопасность, придется обязательно добавить в схему предохранитель.
Чтобы избежать первого недостатка, схему несколько переделывают. Плюс от светодиодного модуля берут не от плюса АКБ, а через плюс замка зажигания.
Вторая схема предусматривает активацию ДХО с помощью лампы от ближнего света. Суть в том, чтобы при включении ближнего света ходовики отключались, а в остальное время работали.
Тут имеются те же недостатки, что и для предыдущей схемы. То есть она противоречит ГОСТу и ПДД.
Нюансы при подключении дневных ходовых огней своими руками
Подключение самодельных дневных огней к общей системе электрики автомобиля производится в несколько этапов:
- переделка стандартной схемы включения противотуманок на включение после зажигания (можно использовать тиристоры любого вида, главный критерий – допустимый ток 0.3 Ампера, мощность резисторов должна составлять 0,25 Ватт и 10 кОм)
- демонтаж «нулевого» контакта с обмотки реле, отвечающего за подъем стекол
- изоляция демонтированного контакта
- подключение контакта от клавиши включения ПТФ к обмотке реле стеклоподъемников
- монтаж готовой схемы в корпус реле в монтажном блоке
Если все сделано правильно – ДХО будут включаться вместе с запуском двигателя.
ВОПРОС-ОТВЕТ
— Как выбрать наилучшую форму ДХО?
Вообще говоря, это дело вкуса. Но надо иметь в виду требование ГОСТ 41.87–99: суммарная площадь светящейся поверхности ДХО должна быть не менее 40 см². У прямоугольных фонарей ее нетрудно измерить линейкой, а вот круглый должен быть диаметром не менее 50 мм.
Предложим пару простейших решений. В случае маломощных ДХО можно обойтись всего одним диодом, см. схему 1:
Для более сильноточных фонарей обратите внимание на схему 2: вам потребуется всего одно добавочное автомобильное реле с нормально замкнутыми контактами. В любом случае задача умельца — найти в бортовой сети провод, на который подается питание при включении зажигания, и еще один, идущий к лампочке габаритов или ближнего света
Если же вы приобрели изделие с электронным блоком, понадобится лишь сделать отвод от лампочки. А оставшиеся два провода подсоедините прямо к клеммам батареи. Не перепутайте полярность — она указана в инструкции.
— Какой корпус лучше — металлический или пластмассовый?
Корпуса ДХО изготавливают либо из алюминиевого сплава, либо из пластика. Так что ржаветь не будут. Но есть одна тонкость: светодиоды хоть и обладают высоким КПД, но греются довольно сильно, а перегрев резко сокращает срок службы. Стало быть, нужен хороший теплоотвод, а не «термос» с пластиковой оболочкой. Конечно, если потребляемый ток невелик — скажем, десятки миллиампер, — то рассеивать практически нечего. Но по-настоящему яркие ДХО потребляют уже многие сотни миллиампер, поэтому для них пластиковый кожух неприемлем. Впрочем, изготовители знают об этом. И если уж предлагают пластик, значит, нечего рассчитывать на силу света, соответствующую ГОСТУ. Скорее всего, это просто красивая побрякушка с огоньками.
— Не придерутся ли к самостоятельно установленным ДХО инспекторы ГИБДД?
Вопрос непростой. С одной стороны, в ПДД прямо говорится о недопустимости езды с ДХО вместо ближнего света фар. В другом документе — регламенте — столь же прямо запрещено вносить любые изменения в светотехнику автомобиля. Но мы же не заменяем стандартные фары чем-то иным, лишь добавляем новый набор. В общем, ситуация неоднозначная.
— Куда и как правильно крепить ДХО?
На сей счет есть четкие нормы в ГОСТ Р 41.48–2004, в соответствии с ними и придется выбирать место. Скорее всего, устанавливать будете в бампере или в пазах решетки радиатора. Разные ДХО и крепятся по-разному, поэтому сначала прикиньте, где их удастся разместить.
Итак, наружный край ДХО следует расположить не далее 400 мм от края автомобиля, а между внутренними краями двух ДХО должно остаться минимум 600 мм (400 мм, если ширина вашей машины менее 1300 мм). Высота установки ДХО над грунтом задана весьма свободно: от 250 до 1500 мм, то есть можно и на капот прикрутить. Но не у ветрового стекла — не должно быть видимых отражений от того же капота!
— Как измерить силу света?
Для точного измерения силы света требуется специальное и довольно дорогое оборудование. Но приблизительно оценить ее можно и с помощью обычного люксметра. Для этого нужно измерить освещенность поверхности на определенном расстоянии от источника света известной силы и затем повторить то же для испытуемых приборов. Эта освещенность пропорциональна силе света. В нашем случае такой подход оправдан: все ДХО разделились на две группы: в одной сила света с запасом соответствует ГОСТу, в другой с еще большим «запасом» до него недотягивает.