Вступительный раздел
Данная часть инструкции содержит общую информацию о предназначении автомобиля, допустимых условиях его эксплуатации, обязательности выполнения ежегодного технического обслуживания согласно пунктам сервисной книжки, а также сведения об официальных дилерах АвтоВАЗа и особенностях регистрационной документации реэкспортированных кроссоверов.
- Ключи, двери, окна и педали
Раздел содержит правила использования ключей автомобиля, электрооборудования дверей, рычагов световой сигнализации и омыва–очистки стёкол, а также обзор зоны расположения педалей в зависимости от вида трансмиссии.
- Сиденья, системы пассивной безопасности
Под этим заголовком дано подробное описание комплектации, регулировки сидений и использования функции подогрева передних кресел. Раздел, согласно заголовка, также содержит информацию по системам пассивной безопасности – расположение, функции и надлежащее использование подголовников, ремней, подушек безопасности и кресел для перевозки детей.
- Панель приборов, средства управления
Раздел содержит спецификацию, а также наглядное изображение расположения всех приборов и средств управления ими, расположенных на передней панели:
- панель приборов с расшифровкой информационных элементов;
- регулировка угла наклона рулевого колеса и средства управления на руле;
- управление электроприводами наружных зеркал заднего вида.
- Вождение и управление автомобилем
Данная часть инструкции содержит основные положения, рекомендации по вождению, управлению и обслуживанию автомобиля с целью обеспечения безопасности эксплуатации и заявленного производителем ресурса транспортного средства.
- Система коррекции и помощи при вождении автомобиля
Под данным заголовком инструкция содержит информацию о работе систем «круиз-контроль», «ограничитель скорости» и «безопасная парковка». Ознакомление с разделом позволит объективно оценивать степень необходимости использования данных опций и отключать их в определённых ситуациях.
- Отопление, вентиляция и кондиционирование салона
Раздел описывает одноимённые функции Lada Xray – компоновку, расположение органов управления отоплением, вентиляцией и кондиционированием для рационального и эффективного использования различных режимов этих опций. Функции отвечают не только за комфортность условий в салоне, но и за обзор (устранение запотевания стёкол и обмерзания наружных зеркал).
- Освещение салона и комфорт автомобиля
В данной части инструкции содержится информация о расположении в салоне и багажнике осветительных устройств, средств вызова экстренной помощи в ручном и автоматическом режимах и аксессуарах комфорта.
- Уход за автомобилем
Эта часть инструкции знакомит с повседневными или периодическими задачами, которые приходится выполнять автовладельцу в процессе эксплуатации Lada XRay – доступ в моторный отсек, контроль рабочих жидкостей и состояния аккумуляторной батареи, схема расположения предохранителей в блоке, обслуживание блок-фар и наружных зеркал, уход за лакокрасочным покрытием кузова и многое другое, без чего обойтись невозможно.
- Практические советы
Раздел содержит инструкции по эксплуатации не только рекомендательного характера, отклонение от которых не влечёт серьёзных последствий для Лада Х Рей. Например, размеры шин ограничены конкретными значениями, а характеристики пригодных к эксплуатации дисков и крепёжных болтов имеют ещё более жёсткие рамки.
Следование перечисленным советам облегчит обслуживание, ремонт и эксплуатацию автомобиля, а также сэкономит время и продлит ресурс узлов.
- Технические характеристики автомобиля
Содержание данной части инструкции не требует комментариев – раздел содержит все данные, необходимые как для первого знакомства с автомобилем, так и для обслуживания его в течение всего срока эксплуатации, в том числе место расположения идентификационного номера автомобиля (VIN) и правила его считывания.
- Приложения
Информацию этого раздела трудно переоценить, она содержит требования к моторному маслу, свечам зажигания и лампам Лада Икс Рей – расходникам, напрямую связанным с ресурсом машины и безопасностью её эксплуатации.
Lada xray
Как только не называют вазовские машины — и «ведрами, и „тазами“ (от „тольяттинский автомобильный завод“). А кто-то, в том числе и я, придумывает уменьшительно-ласкательные прозвища. Так вот, псевдокроссовер XRAY — это „тазик“ или добрый „вазик“?
Технически XRAY — клон хэтчбека Sandero Stepway со значительными переделками: у него практически та же силовая структура кузова, но все наружные панели кузова иные, а за задними боковыми дверями появились дополнительные окошки. У него другой набор двигателей и коробок передач. Оригинальный интерьер. Впрочем, обо всем этом уже много говорилось авторами ЗР. А я сконцентрируюсь на ремонтопригодности.
На момент подготовки этого материала продажи Иксрея еще не начались и потому не было точной информации ни о заводском регламенте техобслуживания, ни о тайм-меню (официальная сетка операций в нормочасах). Поэтому мы вновь, как и в случае с Вестой (ЗР, 2020, № 2), решили уйти от привычных балльных оценок, завязанных на нормочасы, и сравнить XRAY c родственным Sandero.
Темная лошадка
На первых порах XRAY будут оснащать только ниссановским мотором HR16 объемом 1,6 л (110 л.с.) в паре с пятиступенчатой механикой Renault JH3. Позже обещают отечественные двигатели — 1.6 (106 л.с.) от Весты и долгожданный 1.8 (122 л.с.), а также вазовскую роботизированную коробку АМТ.
Мотор HR16 производят в Тольятти. Ранее им был вооружен, например, Nissan Note, а среди свежих носителей числятся Sentra, Tiida и обновленный Duster. Привод ГРМ не требует обслуживания, цепь рассчитана на весь срок службы двигателя. А вот на двигателях Renault 1.6 (82 и 102 л.с.), доступных для Sandero Stepway, необходима замена ремня каждые 60 000 км.
Привод навесного оборудования ниссановского мотора обделили роликом-натяжителем. При замене старый ремень срезают, а новый устанавливают с помощью специнструмента или натягивают рукой на шкив водяного насоса, одновременно вращая шкив коленчатого вала. Подобная операция на моторах Sandero гораздо проще, поскольку предусмотрен ролик-натяжитель.
АВТОМОБИЛЬ LADA XRAY — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ТАЛОНАМ СЕРВИСНОЙ КНИЖКИ
ОБЩИЕ УКАЗАНИЯ
Состав и периодичность проведения работ соответствуют сервисной книжке и конструкторской документации на автомобиль LADA XRAY и его модификации.
Работы производить в соответствии с требованиями «Межотраслевых правил по охране труда на автомобильном транспорте» ПОТ РМ-027-2003 и инструкций по охране труда для слесарей, действующих на предприятии.
Внимание: При работе с автомобилем, оборудованным системой надувных подушек безопасности, не допускается наносить удары по рулевому колесу, панели приборов, блоку управления системой надувных подушек безопасности, инерционной катушке переднего ремня безопасности. При проведении работ, связанных с запуском двигателя, должна быть обеспечена вытяжка отработавших газов
При проведении работ, связанных с запуском двигателя, должна быть обеспечена вытяжка отработавших газов.
При выполнении работ допускается применять аттестованное оборудование и инструмент, функционально аналогичные указанным в ТИ, применение которых обеспечивает требуемую производительность, безопасность и качество работ.
Выявленные в процессе проведения работ неисправности и дефекты устранить в соответствии с требованиями действующей нормативно — технической документации.
Моменты затяжки основных резьбовых соединений для справки приведены в Приложении А, перечень стандартного инструмента и средств индивидуальной защиты приведен в Приложении Б.
При проведении работ, связанных с заменой, доливкой или применением смазочных материалов и эксплуатационных жидкостей, использовать материалы, указанные в «Кодификаторе основных и вспомогательных материалов, применяемых при ТО и ремонте автомобилей LADA» К 3100.25100.00018.
1 КОНТРОЛЬНО-ОСМОТРОВЫЕ (ДИАГНОСТИЧЕСКИЕ) РАБОТЫ Работы проводить на рабочем посту, оборудован- ном двухстоечным электрогидравлическим подъемни- ком типа П-3,2Г грузоподъемностью 3,2 т. Проверить (обнаруженные неисправности устра- нить): |
||||||||||||
1.1 Состояние элементов передней (рисунок 1) и задней (рисунок 2) подвесок, их резиновых и резино- металлических шарниров, втулок и подушек; состоя- ние шарниров рулевых тяг и их защитных колпачков; защитных чехлов рулевого механизма (рисунки 3 и 4), приводов колес (рисунок 5), шаровых пальцев, состоя- ние наконечников тросов привода управления меха- низмов переключения передач и их защитных чехлов. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
Не допускаются:
— видимые следы деформации и трещины деталей рулевого привода;
— люфт и стуки в резинометаллических шарнирах и шаровых шарнирах наконечников рулевых тяг и наконечников тросов переключения передач;
— разрывы и растрескивания защитных колпачков;
— трещины и деформация рычагов передней подвески, деформация и трещины кронштейнов и мест их крепления к кузову, а также деталей рулевого привода;
— деформация и трещины подушек стабилизатора, его кронштейнов и стоек;
— разрывы и растрескивания защитных чехлов рулевого механизма и приводов передних колес;
— разрывы, растрескивание и выпучивание втулок шарнирных соединений передней и задней подвесок;
— разрывы и растрескивания защитных чехлов шаровых пальцев;
— свободный ход пальца или его заедание.
Подтекание жидкости из стоек (рисунок 6) и амортизаторов (рисунок 7) подвески не допускается.
1.3 Герметичность уплотнений узлов и агрегатов (осмотр снизу автомобиля) (рисунок 8):
— по разъему задней крышки с корпусом коробки передач;
— по разъему корпуса коробки передач с картером сцепления;
— по разъему картера с блоком цилиндров;
— сальников коленчатого вала и приводов передних колес.
Не допускаются: подтекание и каплепадение жидкостей, масла и топлива в местах сальниковых уплотнений и сапунов, а также пропуск картерных газов в соединениях.
Видео по теме «АВТОМОБИЛЬ LADA XRAY — ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ ПО ТАЛОНАМ СЕРВИСНОЙКНИЖКИ»
Lada XRAY: техническое обслуживание своими силами
ШОК: Проблемы эксплуатации LADA XRAY
Lada XRAY: замена всех ламп
Характеристики силовых агрегатов.
Предназначенные для комплектации Лада Х-рей моторы используются и на других моделях производства АвтоВАЗ (Калина 2, Приора, Гранта, Веста), демонстрируют надежность и высокий уровень эксплуатационных показателей.
Двигатель ВАЗ-21129.
Вазовский двигатель 21129 был создан как модификация известного мотора 21127.
Среди важных изменений конструкции внимания заслуживают:
- Использование во впускном коллекторе заслонок, динамичная изменяющих его длину. Результат — получение оптимального режима на высоких и, частично, низких.
- Замена датчика массового расхода воздуха на пару, контролирующих температуру и давление. Модификация призвана улучшить контроль топливо-воздушной смеси и устранить нестабильность работа на холостом ходу.
- Модернизация системы выпуска;
- Изменение прошивки.
Последние доработки призваны обеспечить соответствие нормам Евро 5 по токсичности выхлопа.
В результате силовой агрегат получил такие характеристики:
- Расположение цилиндров в блоке – рядное;
- Установка – поперечная;
- Число цилиндров – 4;
- Количество клапанов -16 (по 4 клапана на цилиндр);
- Диаметр цилиндра — 82 мм;
- Ход поршня — 75.6 мм;
- Рабочий объем — 1596 куб.см;
- Степень сжатия – 10.7.
Топливо и смазочные материалы:
- Тип – бензиновый, атмосферный;
- Рекомендуемое топливо – неэтилированный бензин с октановым числом 95 (например, АИ-95). За счет настроек электроники допускается применение бензинов 92 бензинов.
- Питание – система впрыска с микропроцессорным управлением (инжектор);
- Количество масла в системе смазки – 3.5 л:
- Рекомендованные смазки – класс вязкости по SAE J30, в зависимости от температуры зимой, для большинства российских территорий – 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40.
- Расход масла – 0.3% от расхода топлива.
- Расход топлива на Lada Xray c 5МКП на 100 км (городской / загородный / смешанный цикл) – 9.3/ 5.9/ 7.0 л.
- Мощность (max) – 78 кВт/ 106 л.с. при скорости вращения 5800 об./мин.
- Момент (max) – 148 Нм при скорости вращения 4200 об./мин.
Динамика для Лада Х-рей с 5МКП:
- Максимальная скорость 172 км/ч;
- Время разгона при старте с места до 100 км/ч – 11.7с.
Ресурс — 200 тыс.км пробега.
При всех положительных отзывах двигатель обладает существенным недостатком — для тяжёлого X-ray он слабоват, о чем явно говорят показатели расхода топлива и динамики.
Двигатель ВАЗ-21179.
Как и для предыдущего, прототипом мотора стала серия 21126/21127.
Однако силовой агрегат подвергся существенной доработке:
- За счет увеличения радиуса кривошипа коленвала больше стал ход ход поршней, что при сохранении диаметра цилиндров обеспечило рост рабочего объема и мощности.
- В головке ГБЦ двигателя установлены клапана Mahle.
- Дроссельная заслонка лишилась механического привода (педаль газа стала электронной).
- До 39мм увеличился диаметр входных каналов коллектора.
Двигатель демонстрирует следующие характеристики. В результате силовой агрегат получил такие характеристики:
- Расположение цилиндров в блоке – рядное;
- Установка – поперечная;
- Число цилиндров – 4;
- Количество клапанов -16 (по 4 клапана на цилиндр);
- Диаметр цилиндра — 82 мм;
- Ход поршня — 84 мм;
- Рабочий объем — 1774 куб.см;
- Степень сжатия – 10.3.
Топливо и смазочные материалы:
- Тип – бензиновый, атмосферный;
- Рекомендуемое топливо – неэтилированный бензин с октановым числом 92 (допускается благодаря дополнительным настройкам электроники), 95 (рекомендованное).
- Питание – система распределенного впрыска с электронным управлением (инжектор);
- Количество масла в системе смазки – 4.1 л:
- Как для предыдущего рекомендуются смазки с классом вязкости SAE J30, в зависимости от климатических условий используются 5W-40, 10W-30, 10W-40, 15W-40.
- Нормативный расход масла – 0.3% от расхода топлива.
- Расход топлива на 100 км (город/ трасса / смешанный цикл)
-В комплектациях c 5МКП – 9.3/ 5.8/ 7.4 л.
-В комплектациях c 5АМТ – 8.6/ 5.8/ 6.8 л.
- Мощность (max) – 90 кВт/ 122 л.с. при скорости вращения 6050 об./мин.
- Момент (max) – 170 Нм при скорости вращения 3700 об./мин.