Подключаемся к цэбкс
Потребуется:
Инструкция:
1. Подключить K-Line адаптер к диагностическому разъему OBDII.
2. Запустить DDT2000 Light (зажигание можно не включать).
3. Все настройки электрооборудования расположены во вкладках Конфигурация UCH или Параметры UCH
Значения функций этих вкладок с переводом:
Назначение кнопкок:
- lecture — чтение;
- oui — да;
- non — нет;
- envoi — отправка.
Что можно изменить:
- Вкл/выкл ПДУ ключа.
- Применение ПДУ ключа с одной кнопкой или перевод ключа с двумя кнопками на работу центрального замка от одной кнопки, т.е. открытие/закрытие центрального замка от кнопки «Закрыть» ПДУ ключа по кругу.
- Перевод кнопки «Замок» на передней панели на работу центрального замка от одной только верхней кнопки, т.е. открытие/закрытие центрального замка от кнопки «Открыть» на панели приборов по кругу.
- Включение/отключение питания плафона освещения салона.
- Включение/отключение функции работы плафона при открытии дверей.
- Перевод плафона из режима плавного затухания в режим отключения сразу при закрытии дверей.
- По центральному замку имеется возможность изменить время автоблокировки замков дверей, если таковые были разблокированы ПДУ ключа, и если не была открыта любая дверь. По умолчанию установлено 30 сек, также можно вкл/выкл данную опцию.
- По салонному свету имеется возможность изменить время плавного гашения (по умол. 30 сек) и время работы плафона если он был включен вручную (по умол. 30 мин).
- По поворотникам и аварийке имеется возможность изменить частоту мигания и частоту тона зуммера.
- По обогреву заднего стекла и зеркал заднего вида имеется возможность изменить время работы (по умол. 12 мин).
- Имеется возможность настроить очиститель ветрового стекла при использовании омывателя (по умол. кратковременное нажатии на включение омывателя дворник делает один взмах, при удержании — три взмаха), также настраивается временная составляющая нажатия.
- Активация штатной сигнализации.
- Блокировка замком дверей при определенной скорости.
- Звуковое предупреждение о превышение скорости
Теперь подробней по некоторым пунктам.
Описание компьютера Орион БК-16
Дисплей данного бортового компьютера в отличии от представляет собой обычный жидкокристаллический монитор с регулируемой степенью подсветки.
Отличием БК 16 от БК 46 является обычный ЖК дисплей и возможность работы с любым типом двигателя.
Оснащен БК 16 выносным датчиком внешней температуры, что значительно повышает комфорт автомобиля и облегчает его эксплуатацию.
У бортового компьютера Орион БК-16 реализована энергонезависимая память. Это значит, что при снятии клеммы с аккумулятора БК сохраняет все значения.
Маршрутная часть компьютера способна рассчитывать средние значения таких параметров как: средняя скорость, средний расход топлива, остаток топлива в баке, пробег на остатке топлива и другое.
Бортовой компьютер имеет стандартный набор отображения мгновенных параметров работы двигателя: обороты (тахометр), напряжение бортсети (вольтметр), температура двигателя (термометр) и часы с функцией будильника.
Установить маршрутный компьютер можно самому, в комплекте имеются все необходимые провода и подробная инструкция по установке и эксплуатации.
Совместим с электронными блоками управления:
- МИКАС 5.4
- МИКАС 11
- Январь 5.1.1 R-83
- Январь 5.1.2 R-83
- Bosch M1.5.4 R-83
- Bosch М1.5.4 E-2
- Bosch MP 7.0 (Euro 2,3)
- VS 5.1 Ителма
- Bosch MP 7.9.7 (Bosch 80)
- Январь 7.2
- МИКАС 7.6. МИКАС 7.1, МИКАС 7.2
Лучшие бортовые компьютеры на Шевроле Ниву
ВАЗ-2113 – автомобиль повышенной проходимости для туристов, рыбаков, охотников, любителей поездок по грибы, ягоды по пересечённой местности и бездорожью. Кроме совместимости и функциональности, БК для Шевроле Нивы должен отменно работать в условиях тряски, присущей при езде по большинству отечественных дорог.
Multitronics UX-7
Хороший онбордер для Лада Гранта, Калина, Приора, Шевроле Нива. Монтируется на место свободного выключателя. Трёхсимвольный дисплей светится ярко-зелёным или оранжевым цветом. Уровень яркости управляется для адаптации свечения цифр в солнечную погоду и ночью. Маршрутный компьютер совместим с инжекорными двигателями. 16-битный процессор шустро проводит все вычисления. Предусмотрено два варианта крепления.
Multitronics UX-7 совместим с универсальными и штатными протоколами диагностики транспортных средств, что расширяет круг поддерживаемых отечественных, зарубежных машин. Опция считывания, распознания кодов ошибок облегчит диагностику автомобилей. Для точного определения уровня, оставшегося в бачке топлива, применяют метод полного опустошения, а после – наполнения. Через шнурок Multitronics UX-4 устройство обновляет прошивку. С контроллером Bosch MP7.0 работает в режиме «Тропик» – управление оборотами вентилятора.
Достоинства:
- Совместимость с многими подержанными авто.
- Переключаемый цвет индикатора.
- Точность получаемых результатов.
- Обновляемая прошивка.
Недостатки:
Не обнаружены.
Для диагностики транспортного средства AWD «Dymos» необходимо выключить зажигание, запустить сбор, анализ проблем, затем включить его.
Multitronics C-570
Свежая модель БК с цветным 2,4” экраном с поддержкой мультиэкрана – разделение дисплея на зоны с выводом указанных показателей в каждой. Вид дисплея персонализируется за счёт готовых цветовых схем или управления каждым из RGB-каналов. Предусмотрен вывод до 35 настраиваемых параметров с различной конфигурацией и 4-х «горячих» меню. Поддерживает работу с парой фирменных парковочных радаров одной модели.
Монтируется вместо заглушки или контрольных ламп с дублированием их функциональности (кроме моделей, выпущенных до 2009 года). Mini-USB интерфейс предназначен для обновления микропрограммы. Multitronics C-570 автоматически включает ближний свет при движении и отключает фары на стоянке для предотвращения разряда аккумулятора. Голосовой синтезатор сопровождает все режимы: озвучивает значения и предупреждает о превышении граничных величин (скорости), ошибках – проговаривает их код с расшифровкой.
Достоинства:
- Быстрый доступ «избранным» функциям.
- Опция контроля качества топлива.
- Постройка графиков двух величин в реальном времени.
- Обновление прошивки через интернет.
- Сохранение конфигурации на внешний носитель.
Недостатки:
В моделях авто до 2009 года не дублирует функции контрольных ламп.
Принцип работы БК на ВАЗ-2114
Не стандартный бортовой компьютер
Принцип работы бортового компьютера с первого взгляда покажется примитивным, однако, на самом деле это технически сложное устройство, которое одновременно принимает, обрабатывает и при необходимости уведомляет о наличии неисправностей. Функция оповещения происходит путём выведения на экран специального значка и подачи определённого звукового сигнала..
Краткая инструкция пользователя
Для всех бортовых компьютеров, поставляемых на ВАЗ-2114, существует своя инструкция пользователя, и если её нет в бумажном варианте, то в сети интернет её можно найти без труда, достаточно, лишь знать марку и модель устройства. Несмотря на то, что вариантов и моделей множество, базовый функционал у них в принципе аналогичен.
Показания бортового компьютера.
Если вы только собираетесь приобрести БК, то вы должны знать, подходит ли конкретная модель к ЭБУ вашего автомобиля
Как правило, вся информация уже есть у продавца, и сложностей в этом возникнуть не должно. Лучше, в первую очередь при ознакомлении с бортовым компьютером уделить время символам аварийных команд и визуальным значкам, появляющихся на дисплее
Обратите внимание на расположение кнопок, и правилам работы с ними, для того, чтобы оперативно среагировать на изменение параметров в движении (на некоторых моделях БК клавиши могут блокироваться при определённой скорости автомобиля – прим.)
Коды ошибок на ВАЗ-2114
Так как ЭБУ на всех ВАЗ-2114 аналогичен или, по крайней мере, схож, то заранее записывать, а тем более запоминать их не имеет никакого смысла, благо некоторые модели способны не только вывести её на экран, но и озвучить все неполадки имеющиеся в автомобиле.
Самым лучшим вариантом определения и уточнения неисправностей, будет распечатанная версия кодов ошибок на ВАЗ-2114. Взять их можно на официальных сайтах заводов изготовителей БК для ВАЗ-2114, а ниже мы представим вам, самые частые ошибки, которые встречаются на «четырнадцатых»:
Коды | Описание |
0102, 0103 | Неправильный уровень сигнала индикатора контроля массового расхода воздуха. |
0112, 0113 | Неверный сигнал индикатора температуры впускного воздуха — необходима замена элемента. |
0115 — 0118 | Неправильный сигнал элемента измерения температуры ОЖ — нужна замена датчика. |
0122, 0123 | Помехи или неверный сигнал индикатора контроля положения дроссельной заслонки — желательно заменить элемент. |
0300 | Бортовой компьютер (БК) выявил случайные или множественные пропуски зажигания — в этом случае автомобиль может заводиться не сразу. |
0201 — 0204 | Зафиксирован обрыв в цепи управления форсунками. |
0325 | Бортовым компьютером был зафиксирован обрыв в цепи устройства детонации. |
0327, 0328 | Поломка в работе датчика детонации — необходима замена устройства. |
0480 | Вышел из строя вентилятор охлаждения — нужно заменить элемент. |
0505 — 0507 | Имеются сбои в функционировании регулятора холостого хода, которые влияют на количество оборотов (более низкие или более высокие). При возникновении этого кода регуляторы нужно заменить. |
0615 — 0617 | В процессе диагностики были выявлены обрывы или замыкания в цепи реле стартера. |
230 | Этот код ошибки означает поломку реле бензонасоса — устройство нужно заменить как можно скорее. |
1602 | Является одним из наиболее встречаемых кодов при диагностике БК на неисправности. Означает пропадание напряжения бортовой сети на электронном блоке управления. |
Что делать, если перестал работать БК
Случается, что БК перестаёт работать или информацию, которую он должен передавать и анализировать не передаётся
Первым делом, необходимо обратить внимание на целостность электрической цепи. А именно предохранителя F3, отвечающего за его работоспособность, далее следует проверить целостность проводов, которые идут к диагностической колодке, и обеспечивающие его питание. О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье
О том, как правильно подключить бортовой компьютер в систему ВАЗ-2114 вы можете в этой статье.
Еще несколько лет тому назад электроника в автомобиле являлась настоящим предметом роскоши, она была доступна только в самых дорогих моделях.
Но время летит, технологии меняются. Теперь даже самые простые, доступные автомобили имеют в своем арсенале внушительное количество электронных устройств, обеспечивающих работу буквально каждой системы, следящих за состоянием машины и отдельных ее узлов.
С этой точки зрения модели ВАЗ не отличаются изыском и широким ассортиментом электроники. Потому многие решают самостоятельно установить себе бортовой компьютер.
Лада Largus The Bathman › Бортжурнал › Установка БК Multitronics CL-590. Часть 1-ая.
БК Multitronics CL-590 переходит с предыдущего Ларгуса как переходящее знамя. Ездить без него уже крайне некомфортно, привык видеть перед собой «мгновенный расход» топлива, помогает ездить гораздо более экономно. Реально на литр на 100 км получается расход уменьшить.Но это не единственный плюс, он, БК покажет возможные ошибки, сохраняет информацию по последним 20 поездкам. На него можно подключить парктроники. Он даже сообщает о том, что тебе залили плохое топливо.И многое многое другое.
Сегодня устанавливаю БК и просто подключаю его к OBD разъему, подключение дополнительного разъем к габаритам/датчику топлива в баке — позже.
Итак, первое что надо сделать — снять магнитолу, можно поискать специальные съемники, но мы то не лыком шиты, гвозди нам в помощь. Одновременно с магнитолой, снимаем воздуховод, левый или правый — выбирайте сами. Снимается достаточно просто, можно просто уверенно потянуть за саму решетку и снять ее и окантовку воздуховода, потом уже достать основу.
Пока магнитола в вашем доступе, сфотографируйте наклейку с верхней крышки и сохраните фото. Вдруг вы потеряете документы от машины и вместе в ними код магнитолы, а обладая этой фото можно узнать код используя код-генератор.
Далее вам понадобиться сантиметров 50 жесткого провода, пропускайте его из тоннеля магнитолы вправо вниз, чтобы он был виден из-за бардачка.
Делаем на проводе крУчок и цепляем за разъем шлейфа БК.
И легким движением руки протягиваем шлейф вниз. И оставляем его пока внизу. У нас есть работа повыше.
Тут все просто, даже опять сфотать забыл. Покупаем губку нужного размера или отрезаем от большой и заглушиваем воздуховод, дабы холодный/горячий воздух не попадал на БК. Подключаем шлейф к БК и устанавливаем в отверстие.
Аккуратно ставим на место магнитолу и получаем вот такую картину. Все аккуратно и симпатично выглядит.
А теперь все просто, (воспользуюсь фото из инете, сам забыл сделать фотографию).Около разъема ОБД, сверху есть два отверстия, они прямо тютелька в тютельку подходят для протаскивания шлейфа от БК. Протянули? Смело втыкаете шлейф в колодку штекера и внедряйте в ОБД разъем.
При запуске двигателя, БК сам должен определить протокол работы, на первом Ларгусе так и было. На этом он в авто режиме определил что у меня Санг Йонг, пришлось вручную поставить протокол РЕНО.
Во второй части подключу дополнительный разъем на БК.
Надеюсь был кому нибудь полезным, всем мир.
Цена вопроса: 4 600 ₽ Пробег: 10 500 км
Инструкции к бортовым компьютерам, снятым с производства
Для автомобилей ВАЗ семейства «Лада-САМАРА», «Лада-САМАРА2»
Штат 115 Х2 — скачать (229 кб)
Штат 115 Х3 — скачать (273 кб)
115 Штат х3 — скачать (850 кб.)
115 Штат х4 — скачать (990 кб.)
115 Штат х5 — скачать (990 кб.)
115 Штат х5 Matrix — скачать (324 кб.)
115 Штат х22 — скачать (396 кб.)
115 Х23, 115 Х24, 115 Х24 RGB — скачать паспорт (612 кб)
115 Х24 Матрикс — скачать (324 кб)
115 Х42, 115 Х42 RGB — скачать (332 кб)
115 феникс — скачать (379 кб)
Функция «Плазмер» у 115 Штат х3 — скачать (64 кб.) вкладыш
Функция «Полюс» у 115 штат х3 — скачать (56 кб.) про автоматический запуск вентилятора.
Голосовое сопровождение у 115 Штат х3 — скачать (118 кб.) вкладыш
115 Сигма Формат — «Тропик» — скачать (322 кб.)
115 Штат Формат «Тропик» — скачать (292 кб.)
115 Штат ФОРМАТ («высокая» панель).Схема подключения (вариант А) — скачать (96 кб.)
115 Штат ФОРМАТ («высокая» панель). Схема подключения (вариант Б) — скачать (96 кб.)
115 Штат Формат «ПЛАЗМА» — скачать (432 кб.)
115 Сигма Формат — скачать (329 кб.)
Восток — скачать (313 кб.)
Для автомобилей ВАЗ семейства 2110
Штат 110 Х4 Магнум — скачать паспорт (668 кб)
Штат 110 Х5 DIN1 — скачать паспорт (668 кб)
Штат 110 Х5 Магнум — скачать паспорт (668 кб)
Штат 110 Х5 Магнум RGB — скачать паспорт (593 кб)
Штат 110 Х6 Магнум — скачать паспорт (801 кб) видеоинструкция (8 мб )
Штат 33 Х1 — скачать паспорт (215 кб)
Штат 112 Х4 — скачать паспорт (1,92 мб)
Штат 112 Х5 — скачать паспорт (1,84 мб)
Штат 112 Х5 RGB — скачать паспорт (1,86 мб)
Штат 112 Х5 Матрикс — скачать паспорт (482 кб)
Штат 112 Х3 — скачать (276 кб)
Штат 112 Х2 — скачать (261кб)
112 Штат x3 — скачать (328 кб.)
Функция «Плазмер» у 112 Штат х3 — скачать (64 кб.) вкладыш
Функция «Полюс» у 112 штат х3 — скачать (56 кб.) про автоматический запуск вентилятора.
112 Люкс Универсал — скачать 459кб.)
112 Штат «MATRIX» — скачать (285 кб.)
112 Штат Формат «Тропик» — скачать (388 кб.)
112 Штат Формат «ПЛАЗМА» — скачать (381 кб.)
112 Luxe — скачать (439 кб.)
112 X-5 — скачать (1,84 мб.)
112 X-5 RGB — скачать (1,86 мб.)
112 Сигма Формат — скачать (439 кб.)
112 Люкс Универсал — скачать (597 кб.)
Штат 2110 люкс — скачать (560 кб.)
Штат 2110 X-5 DIN1 — скачать (668 кб.)
Штат 2110 Универсал — скачать (1,49 мб..)
Для автомобиля «Шеви-Нива»
Шеви-Нива — смотреть (223 кб.)
Штат Шеви-Нива — смотреть
Штат Шеви-Нива Спикер, Тропик — скачать
Штат Шеви-Нива Матрикс — скачать паспорт ( 583 кб)
Источник
Как включить тестовый режим?
Этот «фокус» присутствовал в Логан, а затем удачно перекочевал в LADA Largus. Для активации режима самодиагностики выполняем следующий перечень манипуляций:
- Глушим мотор.
- Нажимаем на кнопку, присутствующую на панели, и удерживаем ее.
- Включаем зажигание, причем обозначенную кнопку продолжаем удерживать на протяжении считанных секунд.
- В этот момент наблюдается такая картина: стрелки на приборах начинают «бегать», что свидетельствует об активации режима.
- Теперь снова переходим к периодическим нажатиям кнопки. При этом экран отображает разные символы и значения, в числе которых:
- количество оставшихся в баке литров (информация будет корректной, если автомобиль в данный момент находится на ровном участке дороги);
- версия прошивки;
- коды, соответствующие определенным неисправностям (ошибкам) и пр.
Чтобы выйти из указанного режима нужно просто выключить зажигание.
Для чего необходим такой режим? В первую очередь он позволяет завладеть важной информацией о кодах ошибок. Последующая их расшифровка позволит определить неисправность в автомобиле LADA Largus с целью оперативного ее устранения
Функционал бортового компьютера
На правом подрулевом переключателе Лада Ларгус присутствует специальная кнопка, посредством которой осуществляется управление функциями контроллера и переключение его режимов.
Бортовой компьютер весьма удобен в пути, поскольку позволяет водителю располагать оперативной информацией об основных параметрах поездки.
В числе таких сведений, отображаемых на дисплее устройства, присутствуют следующие:
- счетчик, показывающий суммарный пробег;
- показатель пробега за одну поездку;
- величина общего топливного расхода, отсчитываемая после последнего обнуления счетчика;
- уровень среднего расхода (также насчитывается после обнуления предыдущих показаний БК); значение начинает подсчитываться и выводиться на дисплей после преодоления автомобилем дистанции в 400 м;
- запас хода, определяемый на основании показаний средней величины топливного расхода; значение также отображается на дисплее спустя 400-метровый пробег от начала движения;
- средняя скорость, которая определяется устройством и высвечивается на экране после факта обнуления ранее имевших место значений (отображение доступно после преодоления автомобилем аналогичной дистанции).
Заметим, что чем большее расстояние «прошел» универсал Лада Ларгус с момента последнего сброса значений, тем точнее показания, касающиеся запаса хода, а также средних величин топливного расхода и скорости.
Что такое плазмер в бортовом компьютере штат
Функция «Плазмер» в бортовом компьютере. Есть ли от неё польза?
Холодными зимами пользовался данной функцией. При минус 30 градусах, включал её, правда с большим трудом, так как замёрзший БК-Штат еле реагировал на нажатие кнопок. Ждал пока полосочка «Плазмера» дойдёт до конца и можно запускать двигатель. Двигатель заводился, но думаю он и без него так же завёлся бы.
Решил посмотреть, что же там происходит со свечами в этот момент. Взял алюминиевый уголок, просверлил 4 отверстия под свечи и нарезал резьбу, а этот уголок закрепил на массу двигателя. Завернул свечи, подключил провода и нажал кнопку на БК.
Стал наблюдать происходящее, а именно возникновение искры на свечах. Сначала искра на 1 и 4 свечах, затем на 2 и 3, попеременно по несколько вспышек в течении примерно минуты.
Что то меня не впечатлило это явление, но думаю этой функцией можно проверять систему зажигания если возникла в ней неисправность. Например поочерёдно подключая разрядник к каждому проводу можно выявить дефектный провод или катушку зажигания или убедиться в обратном и приговорить свечи к замене. А так же понять что с проводкой между контроллером и катушкой всё в порядке и сигнал проходит как положено.
На видео ниже показано как работает данная функция:
Как БК считает расход топлива машины
Первые бортовые компьютеры располагали собственным расходомером – устройством, размещённом в топливопроводе и измеряющим мгновенный расход бензина (диз. топлива) в единицу времени.
Сейчас в этом нет необходимости, поскольку данные о количестве впрыскиваемого топлива за один цикл работы цилиндра имеются в памяти ЭСУД вместе с введёнными поправками.
В отличие от ЭСУД, бортовой компьютер получает также сигнал от датчика уровня топлива в баке. Поэтому он может оценить не только расход, но и остаток пути до появления необходимости заправиться.
Вычисление начинается со считывания времени открытия форсунок. Производительность инжекторов известна, давление на них поддерживается стабильным, поэтому остаётся только пересчитать время в массовый цикловой расход и умножить на количество циклов в единицу времени, то есть на величину, однозначно связанную со скоростью вращения коленчатого вала.
Эта информация также непрерывно считывается ЭСУД с датчика коленвала, а уж считать компьютеры умеют прекрасно.
Остаётся только связать полученный результат расхода по времени со скоростью движения автомобиля, чтобы получить, после несложных расчётов количество литров бензина, потраченных на 1 км. пути или на 100 км., компьютеру всё равно, а водителю так понятней.
Далее информация выводится на экран, выбрав один из желаемых параметров, мгновенный расход, усреднённый на определённый пробег или средний расход за последний календарный период.
Данный способ обладает врождёнными погрешностями. Производительность форсунок может отличаться от заявленной за счёт производственных отклонений или изменения свойств во времени, давление тоже точно проконтролировать невозможно, а указатель уровня топлива в баке скорей можно назвать приблизительным индикатором, чем точным измерительным прибором.
Поэтому обычно в БК вводится функция калибровки, когда водитель может ввести поправки, например, по данным куда более точных измерителей заправочных колонок и уточнив скорость, взяв её не со штатного спидометра, а с приёмника GPS.
После введения поправочных коэффициентов БК начинает измерять параметры расхода с достаточно высокой точностью, а естественный износ компенсировать, проводя периодические поверки по приведённой в инструкции методике.
Бортовые компьютеры узконаправленного типа
К типу узконаправленных БК непосредственно относятся: маршрутные компьютеры, сервисные (диагностические) компьютеры и электронные системы управления (так называемые управляющие компьютеры).
Бортовые компьютеры довольно часто устанавливаются в автомобилях с инжекторным и дизельным двигателями внутреннего сгорания, в очень редких случаях карбюраторных.
маршрутный бортовой компьютер
Изначально бортовые компьютеры данного вида начали устанавливать на автомобили которые участвовали в ралли в 70-х годах 20-го века. И только к 90-м годам данный вид бортовых компьютеров добрался до серийных автомобилей.
Главными функциями маршрутного БК является вычисление и отображение на экране параметров о движении автомобиля. Современные компьютеры данного вида довольно часто встречаются с встроенным модулем спутниковой навигации, на первых же маршрутных компьютерах он отсутствовал, все расчеты проводились исключительно внутри системы.
Современный маршрутный бортовой компьютер способен выводить на информационный дисплей следующие типы данных:
- Среднюю скорость движения в определенный промежуток времени и за весь пройденный маршрут;
- Средний расход топлива автомобиля;
- Длину маршрута до пункта назначения;
- Расчет пройденного расстояния и расстояние всего пути автомобиля;
- Показывает время поездки и рассчитывает время прибытия в указанную точку;
- Вычисление стоимости данной поездки (с учетом цены на топливо);
Это основные параметры которые выводит маршрутный бортовой компьютер. В зависимости от производителя и модели данные параметры могут меняться.
Маршрутные БК в основном обладают символьным жидкокристаллическим дисплеем или OLED индикатором, которые встраиваются в центральную консоль или непосредственно в приборную панель автомобиля.
Маршрутные бортовые компьютеры, установленные самостоятельно, обладают сравнительно меньшим числом функций, чем интегрированные серийные БК, устанавливающиеся производителем автомобиля. Очень часто встроенный маршрутный компьютер совмещается непосредственно с сервисным или управляющим компьютером.
сервисный бортовой компьютер
По свое сути сервисный бортовой компьютер рассчитан на выявления неисправностей в системах и узлах автомобиля, в том числе тех которые возникают в пути. Так же данный вид компьютеров довольно часто именуют диагностическим.
Помимо всего прочего данный вид компьютеров необходим для упрощения процесса диагностики в сервисном центре. Во время возникновения какой-либо ошибки или неисправности в работе автомобиля, данные об этом сохраняются в непосредственно в память самого компьютера. И при провидении сервисных работ на основе собранной информации формируется отчет об ошибках и неисправностях в автомобиле.
Перечень основных функций сервисного бортового компьютера:
- Полный контроль всей электросистемы автомобиля (освещения, выявления коротких замыканий, утечек тока и т.д.);
- Постоянный контроль тормозной аппаратуры автомобиля, в том числе тормозных колодок;
- Диагностика непосредственно работы автомобиля;
- Хранение данных обо всех возникающих ошибках в автомобиле;
- Постоянный контроль уровня масла во всех агрегатах автомобиля.
Непосредственно диагностический БК как полностью самостоятельная система встречается довольно редко.
управляющий бортовой компьютер
Управляющим бортовым компьютером называется главный блок системы электронного управления автомобилем. Родителем этого блока считается американская компания IBM, он был создан в 80-х годах прошлого века для немецкого производителя автомобилей BMW. Состоять бортовой управляющий компьютер может как из одного, так и нескольких независимых друг от друга цифровых вычислителей, к которым привязаны собственные датчики и механизмы. В последнее время все чаще встречаются в составе общей разветвленной системы.
Перечень основных функций управляющего бортового компьютера:
- Система управления зажиганием;
- Все климатические системы;
- Блок управления АКПП;
- ABS;
- Система управления форсунками;
- Управления скоростным режимом (круиз-контроль).
Также к основным способностям данного вида компьютеров относятся функции определения параметров непосредственно самого двигателя.
В этот перечень входят такие параметры как:
- Температура жидкости охлаждения;
- Давление масла;
- Потребление воздуха;
- Скорость вращения коленчатого вала;
- Регулировка напряжения в электросистеме автомобиля и тока зарядки аккумуляторной батареи;
- Контроль за температурой двигателя и аварийная сигнализация;
- Контроль за превышением максимальной скорости;
- Контроль за использованием ремней безопасности;
И многое другое…
Описание бортового компьютера
Что такое бортовой компьютер в автомобиле и какие задачи он выполняет? Для начала давайте разберемся в некоторых теоретических моментах. БК представляет собой электронный узел, позволяющий реагировать и управлять различными процессами в работе разных систем авто. То есть благодаря БК водитель всегда сможет получать данные о работе тех или иных компонентов. Что такое бортовой компьютер, мы разобрались, теперь расскажем о его назначении.
Что показывает бортовой компьютер:
- устройство демонстрирует расход бензина при разных режимах движения;
- позволяет управлять форсунками, а также системой зажигания транспортного средства;
- производит контроль работы трансмиссии;
- может управлять различными дополнительными системами двухсторонней связью, к примеру, камерой заднего вида, датчиком парковки и т.д.;
- позволяет определить уровень давления моторной жидкости, температуры антифриза;
- регулирует уровень напряжения в электроцепи авто, контролирует заряд аккумулятора;
- если транспортное средство оборудовано системой климат-контроля, то БК управляет и ей;
- одна из основных опций — бортовой компьютер для авто позволяет при необходимости считывать коды ошибок и показать их на дисплей, чтобы водитель мог их расшифровать и узнать, где искать поломку.
БК с дисплеем в центральной консоли
Принцип работы
Принцип функционирования автомобильного БК для карбюраторных двигателей или инжекторных вариантов не особо сложный. Устройство подключается к цепи контроллеров и регуляторов, производит считывание необходимых данных, после чего обрабатывает полученную информацию. Для обработки используется специальное программное обеспечение. К примеру, если БК по схеме получает данные о расходе горючего, то ПО позволит рассчитать возможный пробег на оставшемся объеме бензина.
Все данные выводятся на экран, установленный в салоне транспортного средства. Сам дисплей может быть цифровым, монохромным, цветным либо четырех- или трехразрядным. Как показывает практика, монохромного экрана диагональю 2 дюйма вполне достаточно для того, чтобы показать водителю более десяти параметров. Более современные варианты БК сегодня оснащаются жидкокристаллическим экраном большой точности.
Схема для изготовления БК на микроконтроллере
Виды
На сегодняшний день различаются несколько видов БК:
- Универсальный вариант, такое устройство сочетает в себе различные опции дает автовладельцу возможность не только управлять машиной, но и серфить интернет. Основным предназначение такого устройства является повышение комфорта для автовладельца во время езды. Обычно универсальный бортовой компьютер имеет экран диагональю 6-14 дюймов, к более новым моделям можно подключать клавиатуру. Следует отметить, что по своей конструкции такие БК очень похожи на обычные компьютерные ПК, но одной из особенностей устройств является низкая степень игтеграции с электросистемой авто.
- Маршрутный. Маршрутный бортовой компьютер позволяет определить параметры езды автомобиля, при этом его не обязательно подключать по GPS к спутнику. Тем не менее, более новые модели в любом случае оснащаются GPS-приемниками. С помощью такого устройства водитель сможет определить среднюю скорость машины, расход горючего, оставшееся расстояние до того или иного пункта, пройденный километраж и т.д. Кроме того, в зависимости от модели, которую вы установите в свой автомобиль, устройство может иметь функцию рассчета расхода горючего при экстренном торможении либо быстром ускорении. Обычно БК этого вида устанавливаются в контрольный щиток.
- Управляющий и сервисный БК. Предназначение таких компьютеров заключается в определении поломок основных агрегатов транспортного средства и предупреждении об этом автовладельца. Как правило, такой БК – это составляющая часть системы управления машиной, но в зависимости от модели, это может быть и самостоятельный девайс в обширным функционалом. При проверке автомобиля все комбинации ошибок хранятся в памяти устройства и будут там находиться до того момента, пока ошибка не будет исправлена, а память – обнулена (автор видео — канал AvtoGSM).
Как снять БК
Не будем кривить душой, а справедливо заметим, что качество и функциональность штатного бортового компьютера, предлагаемого для ВАЗ 2114, оставляет желать лучшего.
Потому решение установить альтернативу с расширенным функционалом и возможностями со стороны владельцев авто является вполне справедливым.
Проводка
Решив все эти нюансы и подобрав уже новый бортовой компьютер, можно смело приступать к демонтажу старого БК.
Отключите минусовую клемму от аккумуляторной батареи, установленной в подкапотном пространстве вашего автомобиля. Это нужно для того, чтобы защитить себя от ударов током, а также во избежание порчи всей проводки.
Снимите магнитолу, которая стоит у вас на консоли.
Демонтируйте наружную панель от аудиосистемы.
Теперь можно полноценно извлекать весь корпус магнитолы
Все провода, подключенные к ней, обязательно открепляются.
Перед вами откроется отверстие, куда просовывается рука и осторожно открывается крепление блока компьютера.
Достаньте свой устаревший или пришедший в негодность бортовик, предварительно отсоединив все подключенные к нему провода.
Если новый БК вы устанавливать не собираетесь, тогда демонтированная проводка обязательно соединяется. Иначе у вас возникнут проблемы в процессе эксплуатации автомобиля.
Ряд устройств подключены к вашему бортовому компьютеру
Потому их придется также отключить. Делайте это аккуратно и постепенно. Никаких резких движений. А то еще придется проводку менять.
Если на место старого претендует новый БК, на этом этапе начинайте подключение.
Вставьте на место магнитолу, соберите все узлы по своим местам, соблюдая обратную последовательность демонтажа.